Датчики Холла: принцип работы, как проверить своими руками, применение

Датчик Холла – это одна из важнейших деталей бесконтактной системы зажигания бензиновых двигателей. Малейшая неисправность этой детали приводит к неполадкам в работе мотора.

Принцип работы датчика и его особенности

В своей работе датчик использует физический эффект Холла, открытый еще в XIX веке. Однако использовать его начали лишь в 70-80 годах прошлого столетия, когда автопроизводители стали переходить с контактных систем зажигания на электронные.

Принцип работы датчика достаточно прост. При вращении вала двигателя металлические лопасти проходят по прорезям в его корпусе. Он дает электрический импульс на коммутатор, вследствие чего последний отпирает транзистор и подает напряжение на катушку зажигания. Она, в свою очередь, преобразует низковольтный сигнал в высоковольтный, и подает его на свечу зажигания.

Конструктивно датчик имеет три контакта:

  • для соединения с “массой” (корпусом автомобиля);
  • для подсоединения напряжения со знаком “+” и значением около 6 В;
  • для подачи с него импульсного сигнала на коммутатор.

Преимуществами использования датчика Холла в электронных системах зажигания являются два основных фактора — отсутствие контактной группы (которая постоянно подгорает), а также более высокое напряжение на свече зажигания (30 кВ против 15 кВ).

Поскольку датчики Холла также используются в тормозной и антиблокировочной системах, работе тахометра, то прибор выполняет следующие дополнительные функции для машины:

  • повышает производительность мотора;
  • ускоряет функционирование всех систем машины.

Вследствие этого повышается удобство эксплуатации автомобиля, а также его безопасность.

Как проверить датчик Холла своими силами? Пошаговый инструктаж

1451681904_b452518s-960.jpg Мастер-класс на такую тему, как проверить датчик Холла, вряд ли сможет провести неопытный водитель авто, так как многие из новичков даже не всегда знают, что это такое, где находится, как действует и чем чреваты последствия выхода из строя данного прибора.

Конечно, хорошо, когда компьютер, пусть и довольно примитивный, думает и выполняет определенные действия за тебя, опираясь на показания различных устройств, в том числе, и датчика Холла.

Распределение по типам датчиков Холла

Датчики на эффекте Холла разделены на два основных типа. К первому типу относятся цифровые, ко второму аналоговые. Имеют значительные отличия в работе и по конструктивным особенностям.

Цифровые датчики

У цифровых ДХ существует всего два положения, либо нуль, либо единица. То есть при появлении определенной величины магнитного поля регистр срабатывает. Такие датчики имеют в своей основе прибор, который именуется триггером Шмитта. У него также два устойчивых положения – логический 0 и логическая 1.

Схема датчика Холла

Датчики этого типа разделяются на три вида:

  • униполярный;
  • биполярный;
  • омниполярный.

Униполярный. Контроллер срабатывает только, если на него воздействует магнитное поле имеющее положительную полярность южного полюса. Датчик срабатывает и отпускает только при таком условии.
Биполярный. Контроллер этого вида функционирует при воздействии как южного, так и северного полюса магнитного поля. Особенность работы в том, что от южного полюса датчик срабатывает, а от северного отпускает.

Омниполярный. Главная особенность в том, что они и включаются и выключаются при воздействии любого из полюсов магнитного поля.

Аналоговые датчики

Их уникальность заключается в том, что в отличие от цифровых эти контроллеры могут выдавать на выходе не два уровня сигнала, а бесконечное количество. Функциональная особенность основана на преобразовании индукции магнитного поля в напряжение. Состоит из контроллера и усилителя сигнала.

С вольтметром

Такой прибор, как вольтметр, как правило, присутствует в наборе инструментов бывалого водителя. Для проверки к датчику (его центровому выходу) присоединяем тестер-вольтметр. Стрелка тестера должна быть в районе от 0,4В до не более, чем 3В. Это говорит нам о том, что датчик Холла годен. Для некоторых старых импортных авто процесс поверки отличен от предыдущего варианта.

От распределителя отсоединяем центровой провод и замыкаем на массу. Далее – освобождаем чехольчик соединяющей колодки коммутатора и проводов. А сам вольтметр присоединяем к контактам: 3-ему и 6-ому. Затем включаем зажигание ключом и проворачиваем достаточно медленно коленвал. При этом, стрелочка вольтметра колеблется от 0 до 2-хВ. Если так, то датчик исправен.

1451681983_7acd308s-960.jpg

Признаки неисправности датчика Холла

Поломки датчика проявляются по-разному. Выявить их даже для опытного мастера порой бывает непросто. Вот несколько самых распространенных симптомов и проблем в работе датчика Холла:

  • плохо заводится или вообще не запускается двигатель;
  • возникновение перебоев в работе мотора на холостом ходу;
  • “дергание” машины при движении на высоких оборотах;
  • двигатель глохнет во время движения автомобиля.

Если на вашей машине появился один или несколько подобных симптомов, обязательно необходимо выполнить проверку датчика.

Как проверить датчик Холла – простая методика, доступная всем

Многих автолюбителей интересует вопрос, как проверить датчик Холла. Их интерес не напрасен, ведь при неисправности данного элемента автомобиль невозможно будет завести с помощью стартера.

Как проверить датчик Холла

Существует несколько методов проверки. Вкратце они выполняются так:

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%20%28%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0%29.jpg

Проверка исправности датчика холла (схема)

  • Создание имитации наличия датчика Холла. Такой метод проверки самый быстрый и подойдет если питание на узлах системы зажигания есть, но искры нет. Для этой цели с трамблера снимают трехштекерную колодку. Далее необходимо включить зажигание автомобиля, и соединить (замкнуть кусочком провода) выходы 3 и 2 (минусовой пин и контакт сигнала). Если в процессе на центральном проводе катушки зажигания появится искра — значит, датчик вышел из строя. Заметьте что, дабы выявить искрообразование, нужно держать высоковольтный провод у массы.
  • Проверка датчика Холла мультиметром, самый распространенный метод. При такой проверке используют мультиметр (тестер). Для этого лишь достаточно измерить напряжение на выходе датчика. Если он исправен, то напряжение должно находиться в пределах 0,4…11 В.
  • Замена неисправного устройства на заведомо рабочее. Его можно взять у знакомых, имеющих машину с таким же датчиком. Если после замены беспокоящие вас проблемы исчезнут, придется покупать и менять датчик Холла на новый.
0.jpg

Проверка датчика Холла

0.jpg

Датчик Холла, проверка при помощи мультиметра.

Еще один распространенный метод заключается в проверке наличия сопротивления на датчике. Для этого необходимо сделать несложный прибор, состоящий из резистора сопротивлением 1 кОм, светодиода и гибких проводов. К ножке светодиода припаивается сопротивление, а к нему два провода такой длины, которая удобна для работы (не короткие).

Потом снимают крышку распределителя, отсоединяют трамблер и штекерную коробку. Далее проверяют исправность электрической цепи. Для этого электронный мультиметр (вольтметр) подключается к 1 и 3 клемме, после чего включается зажигание автомобиля. При нормальных условиях, полученное на экране измерительного прибора значение, должно находится в пределах 10…12 В.

Далее аналогично подсоединяем на те же клеммы сконструированное устройство. Если вы угадали с полярностью — светодиод загорается. В противном случае необходимо поменять местами провода. Дальнейшая процедура заключается в следующем:

  • провод, подсоединенный к первой клемме, не трогаем;
  • конец с третьей клеммы перекидываем на свободную вторую;
  • проворачиваем распределительный вал (вручную или с помощью стартера).

Если в процессе поворота вала светодиод моргает, значит, все в порядке, и датчик Холла не нуждается в замене.

Стоит отметить, что процесс проверки датчика Холла на ВАЗ 2109, Ауди 80, Фольксваген Пассат Б3 и других машинах проводится по одинаковой схеме. Разница состоит лишь в расположении отдельных частей под капотом автомобиля.

Какой выбрать

Независимые эксперты и специалисты сервисных мастерских советуют покупать для ВАЗ 2109 оригинальный датчик холла. Вот заводской номер: 21080-3706800-00. Если у продавца нет в наличии оригинала или долго ждать заказ через интернет, тогда можно приобрести аналог.

Таблица 1. Цены и номера датчика холла ВАЗ 2108–21099

Производитель Номер Стоимость в руб.
LADA 21080-3706800-00 590
АВТОВАЗ 21080370680082 240
GALLANT GLSS133 230
АВТОЭЛЕКТРОНИКА 21080370680000 195
АВТОВАЗ 21080370680001 190
РЕМКОМ RK02008 150

Источники: exist.ru, autopiter.ru

У заводской продукции могут быть разные окончания в номерах, например, 1, 2, 3 и так далее. Это не подделка. Просто перед вами изделие, выпущенное на смежном предприятии тольяттинского автогиганта.

Причины выхода из строя ДХ

Ниже приведены наиболее распространённые факторы выхода из строя датчика Холла:

  1. Наличие загрязнений. Частой причиной поломки бывает банальная грязь. При ее появлении контроллер об это просигнализирует – авто начинает барахлить.
  2. Пропала искра. Необходимо проверить проводку и клеммы на наличие и качество контакта. Окисление хотя бы одного из трех выводов может привести к разрыву цепи. К тому же может произойти простой перегиб или обрыв провода – это может быть вызвано смещением площадки ДХ вакуумным корректором зажигания. Чтобы этого избежать проводка должна закрепляться так, чтобы при смещении она сгибалась в петлю.
  3. Пробой проводки. При сильно изношенной высоковольтной проводке в машине, если она пролегает рядом с проводами датчика, существует вероятность пробоя высоким напряжением. Это чаще происходит при высокой влажности воздуха либо при случайном заезде в глубокую лужу.

Провода от датчика лучше располагать подальше от остальной проводки авто. Также избежать такой проблемы можно регулярной заменой всей электропроводки один раз в два три года. Помимо этого возможен выход из строя датчика вследствие перезарядки генератора АКБ, если контроллер получил чрезмерную нагрузку и на контакте коммутатора сгорел какой-либо элемент.

 Проверка датчика Холла осциллографом

Этот метод также можно использовать для такого действия, как диагностика датчика Холла. В отличие от предыдущего метода, осциллограф позволяет визуально увидеть график скачков напряжения. Видео на экране осциллографа даёт немного более ясную картину и может использоваться для проверки «умирающего» датчика — он может создавать временные перебои в работе двигателя и, при подключении к нему осциллографа у вас будет возможность сравнить работу датчика в нескольких циклах. Например, бывает такое, что датчик периодически не выдаёт достаточного напряжения, и осциллограф это наглядно продемонстрирует в виде разницы амплитуд.

Чтобы протестировать датчик фаз осциллографом, нужно установит автомобиль на подъёмник, подключить осциллограф, включить зажигание, запустить двигатель и включить первую передачу. Для более менее определённой картины достаточно будет наблюдать за показаниями в течение минуты.

Как искать неисправности в системе зажигания

p, blockquote 38,0,0,0,0 –>

При проверке датчика Холла и других компонентов системы зажигания на исправность нужно чётко представлять последовательность своих действий и их возможные результаты. Главное помнить одно важнейшее правило: неисправности нужно искать по цепочке от аккумулятора и до катушки зажигания.

p, blockquote 39,0,0,0,0 –>

Видео — устройство, позволяющее проверить работу датчика Холла:

p, blockquote 40,0,0,0,0 –>

p, blockquote 41,0,0,0,0 –>

Первым делом проверяются аккумуляторная батарея и генератор, для чего подойдёт стандартный мультиметр. Затем нужно посмотреть в каком состоянии находятся предохранители в центральном коммутаторе, уделив особое внимание тем, которые носят номера 13, 21, 25, 27, 28 и 32.

p, blockquote 42,0,0,0,0 –>

Потом сделайте визуальный осмотр проводов и их соединений, контактов, разъёмов, штекеров.

p, blockquote 43,0,0,0,0 –>

В процессе этой работы большинство неисправностей может устранить даже автомобилист, не имеющий ни малейших навыков механика. В последнюю очередь проверяются датчик Холла и катушка зажигания.

p, blockquote 44,0,0,0,0 –>

Если разрядился аккумулятор в машине что делать в первую очередь и на что следует обратить внимание.

Когда заметили грыжу на шине можно ли продолжать ездить в этом случае.

Видео — как проверить датчик Холла:

p, blockquote 46,0,0,0,0 –> p, blockquote 47,0,0,0,1 –>

Замена датчика Холла

0.jpg

Замена датчика Холла ВАЗ 2109

Рассмотрим процесс замены датчика Холла на автомобиле ВАЗ 2109. Эта процедура несложна, и не вызывает затруднений даже у начинающих автолюбителей. Ее алгоритм следующий:

  • Первым делом нужно снять трамблер с машины.
  • После этого демонтируется крышка трамблера. Далее необходимо совместить метки механизма газораспределения и метку коленвала.
  • Потом производится демонтаж крепежных элементов при помощи гаечного ключа. При этом не забываем пометить и запомнить расположение трамблера.
  • Если в корпусе имеются фиксаторы или стопоры, их также нужно демонтировать.
  • На следующем этапе достают вал из трамблера.
  • Далее отсоединяют клеммы датчика Холла, а также откручивают монтажные болты.
  • Через образовавшуюся щель датчик вынимают.
  • Монтаж нового датчика Холла выполняется в обратном порядке.

С вентилятором от ПК

Проверить работоспособность устройства можно и с помощью подручных материалов. Например, для этих целей подойдет старый вентилятор из системного блока компьютера:

  1. Нужно снять жгут проводов, которые подходят к трамблеру.
  2. Белый и красный проводки вентилятора подсоединить к колодке датчика, расположенной на трамблере. Делать это нужно при включенном зажигании.
  3. При исправном датчике Холла охладитель будет крутиться.

Читайте также

1095-150x150.jpg

Долой катализатор: 4 больших плюса и 3 маленьких минуса пламегасителя
К современным автомобилям предъявляются жесткие экологические требования, которые описываются соответствующими стандартами. В соответствии с ними, выхлопная система новых авто оснащается…

Следует принимать во внимание тот факт, что ремонтировать устройство не имеет никакого смысла, поскольку оно стоит довольно дешево. Главное – произвести своевременную качественную его проверку, а при необходимости просто купить новую деталь, произвести замену вышедшего из строя элемента.

loading.gif

Загрузка…

yandex.zen_-150x150.jpg

Неисправности и причины

О нарушениях в работе датчика Холла могут говорить несколько симптомов. Так, двигатель вдруг резко начинает потреблять значительно больше топлива. Это случается по причине того, что подача воздушно-топливной смеси в цилиндры осуществляется не один раз за единственный оборот коленчатого вала, а больше. Также двигатель может работать нестабильно. Машина задергается, может резко замедлится. Иногда не получается разогнать авто до скорости выше 60 километров в час.

2194711.jpg

Нередко поломка элемента приводит к тому, что полностью пропадает искра зажигания. Это влечет за собой невозможность запуска силового агрегата. Диагностические системы автомобилей могут зависать, может загораться лампочка «проверьте двигатель». Также иногда случается такая ситуация – она коварна тем, что вроде бы все работает. Пока двигатель не прогреется до рабочих температур, он действует как положено. Как только температура дойдет до рабочей, двигатель тут же глохнет.

2194709.jpg

«Фольксваген»

Чтобы проверить датчик Холла «Пассата», нужно воспользоваться опять же вышеописанными способами – принцип работы датчика не зависит от марки и модели автомобиля. Можно проверить наличие напряжения на контактах питания – оно должно быть около 9 В. Также можно закоротить крайний и центральный контакт – в результате должна проскочить искра. Если ее нет, то нужно менять датчик на новый.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...