Диагностика неисправностей стартера самостоятельно » АвтоНоватор

1200 руб. за фотоотчёт Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите: Стартер отвечает за запуск двигателя автомобиля и если он

Принцип работы

Автомобильный стартер по сути своей это двигатель постоянного тока. При подаче на него электрического напряжения 12 В он начинает вращаться. Так как через ременную передачу стартер соединен с валом двигателя, он вращает и его. Это происходит каждый раз, когда шофер садится и заводит автомобиль.

При заведенном двигателе, независимо от того стоит автомобиль или едет, происходит обратный процесс с точки зрения электротехники. Из двигателя постоянного тока стартер превращается в генератор.

Двигатель, вращая вал стартера, вызывает выработку электрического тока напряжением 12-14 вольт. Но стартер состоит не только из генератора-двигателя постоянного тока.

Для управления им, переводом в режим генератора или двигателя, на стартере установлено тяговое реле. Поэтому при проверке стартера мультиметром или другим прибором нужно будет выяснить функционирование реле.

Когда включается зажигание, на обмотку тягового реле поступает управляющий ток. Это вызывает перемещение якоря реле и штока, который давит на рычаг, вызывающий зацепление бендикса с маховиком.

В это же время происходит соединение пятаков, с помощью которых подается электрический ток на пуск электродвигателя.

Функционально стартер так отработан, что отличить различные бренды можно только по мощности, конструкции корпуса и используемым материалам.

Если человек разобрался с одним стартером и смог его проверить и отремонтировать, значит, он сможет это сделать с любым другим.

Самые уязвимые элементы стартера – это втягивающее реле, коллектор и втулка якоря, щетки генератора, бендикс, пятаки, демпферная пружина и вилка.

Причина выхода их из строя заключается в предельных нагрузках, испытываемых генератором при запуске двигателя. Через его обмотки протекает ток в сотни ампер.

На сегодняшний день отсутствуют диагностическая аппаратура, способная проверить работоспособность генератора. Поэтому приходится полагаться на опыт и добрый старый мультиметр.

Сигналы скорого отказа стартера

Если стартеру не удается прокрутить мотор или вращать его со скоростью, несоответствующей пуску, значит не в порядке электрическая часть. Поэтому надо заняться проверкой всех цепей стартера, начиная от аккумулятора.

При механическом характере поломки работающий стартер не вращает двигатель, слышны скрежещущие и гудящие звуки. В таких случаях следует проверить:

  • вилку и обгонную муфту;
  • рычаг обгонной муфты;
  • кольцо муфты;
  • буферную пружину;
  • зубчатое зацепление.

Когда стартер удается включить только со 2-3 поворота ключа зажигания, шестерня медленно расцепляется с венцом маховика, а в работе наблюдается большая натуга, даже если аккумулятор заряжен на 100%!, то это верные признаки, что узел скоро выйдет из строя.

Рекомендуем: Что делать если не горит панель приборов на ВАЗ 2109

Диагностика стартера, не снимая его с автомобиля

Если у вас при повороте ключа в привычное положение не срабатывает стартер, это не означает, что виноват именно он. Проблема может быть в проводке, замке зажигания, реле и даже в сигнализации, а сам стартер может быть исправен. Так вот, что бы диагностировать неисправность стартера, не обязательно его снимать с автомобиля. Не очень-то приятно потратить много времени на снятие стартера, а затем убедиться в его исправности и ставить обратно. Снять стартер на некоторых автомобилях не так-то просто, расположен он обычно не в самом удобном месте, поэтому для диагностики не обязательно его снимать. Достаточно выполнить ряд простых действий:

  • Первым делом проверьте зарядку АКБ! Стартер будет работать только в случае хорошо заряженной батареи. Не пренебрегайте данным пунктом и не думайте, что это точно не ваш случай. Если стартер не подавал признаков неисправности и вдруг резко перестал работать, причина, скорее всего не в нём. Убедитесь, что АКБ хорошо заряжен или попробуйте прикурить авто;
  • Проверьте контакт проводов на стартере. Клеммы стартера могли быть плохо прикручены и затем окислиться. В таком случае он не будет работать;

Основные неисправности стартера. Диагностика стартера на автомобиле.
Плохой контакт проводов стартера

  • Проверить силовой провод, питание на стартере. Обычно красный толстый провод, идущий напрямую от АКБ, прикручивается гайкой к стартеру. Проверить присутствие +12 В на силовой клемме стартера, относительно минусовой клеммы АКБ, а затем и корпуса стартера;
  • Проверить массу стартера. Стартер должен быть хорошо прикручен к корпусу мотора. На моторе тоже должна быть хорошая масса. Нередко бывают случаи, когда он не работает из-за отгнившего провода массы идущего на мотор. Проверить можно либо постучав по стартеру (поможет если сам стартер плохо контактирует с корпусом мотора), либо, протянув напрямую провод от минусовой клеммы АКБ коснуться им корпуса стартера (поможет в случае отсутствия массы), При выполнении этих действий второй человек должен держать ключ зажигания в положении стартера. Если стартер заработал, решайте вопрос с массой;
  • После всех этих действий необходимо проверить работу стартера. Для этого необходимо подать питание на втягивающее реле стартера. Чаще всего за этот контакт отвечает небольшой провод, подходящий к стартеру. Именно на него в момент поворота ключа подаётся напряжение. Если стартер расположен в неудобном месте, посмотрите, куда идёт провод и подайте на него + с аккумулятора. При подаче питания он должен сработать;

Стартер. Поломка, диагностика на авто, основные неисправности.

  • Если после всех проделанных действий стартер так и не заработал, тогда можете смело снимать его.

Проверка батареи и шины заземления

Если на стартер подано напряжение, а он не реагирует, надо сделать следующее.

Переключитьмультиметр в режим вольтметра, выбрать шкалу 20-100 вольт для постоянного тока и замерить напряжение на клеммах батареи. Прибор покажет 12-13 В. Это напряжение необходимое для пуска двигателя.

При меньших показаниях, необходимо зарядить батарею. При осуществлении замеров необходимо соблюдать технику безопасности, так как кругом металл, вероятны короткие замыкания. Очки не помешают.

Затем, следует проверить, в каком состоянии находится земляная шина. При наличии в мультиметре чувствительного омметра, измеряют сопротивление между коннекторами «минус» аккумулятора — шасси автомашины, корпус двигателя и генератора. Прибор должен показывать везде 0 Ом.

Можно сделать иначе. Мультиметр переводят в режим вольтметра с минимальной шкалой и, при включенном зажигании, измеряют напряжения между минусом аккумулятора, шасси автомашины, корпусом двигателя и генератора.

Показания должны быть с точностью до десятых «ноль». Если больше, то нужно проверить контакты соединений. Если потребуется, зачистить их и плотно затянуть.

Для последующих манипуляций требуется компьютерная диагностика. В автомобилях с компьютерным управлением запуск двигателя может блокировать иммобилайзер. Вмешательство в электрическую часть, иногда, приводит к блокировке пуска автомобиля.

Признаки отказа реле и их причины

Реле выходит из строя из-за механического износа и заклинивания, подгорания контактов, обрывов в токоведущих цепях. На неисправность этого узла указывает следующее:

  • при попытке запуска двигателя стартер крутится без проворачивания коленчатого вала двигателя;
  • попытка запуска двигателя сопровождается характерным щелчком без вращения стартера или же стартер не развивает обороты, необходимые для запуска;
  • после начала работы двигателя стартер не отключается и функционирует опять же с характерным высоким звуком.

Причины отказа реле стартера:

  • разрыв цепей передачи тока на втягивающую и удерживающую обмотку;
  • ослабла возвратная пружина;
  • подгорели контакты;
  • повреждена обмотка;
  • разрушение корпуса.

Возможные неисправности якоря

Неисправности, связанные со стартерным узлом, так или иначе затрагивают всю систему зажигания. О выходе из строя узла вы узнаете сразу, поскольку без него завести двигатель невозможно.

Основные неисправности, характерные для этого устройства:

  • износ коллектора, который может быть неравномерным;
  • замыкание между витками обмоток узла;
  • произошел пробой изоляции на массу;
  • распаялись коллекторные контакты;
  • износились шипованные элементы под втулки.

Чтобы вы могли решить неисправности такого рода своими силами, вам полезно будет знать, как проверить якорь стартера. Подробнее о диагностике и ремонте мы расскажем ниже.


Проверка стартерного узла тестером

Возможные неполадки

Потом ко второму проводу нужно присоединить проводник сечением 2-4 мм2, а его уже к плюсовой клемме аккумулятора. Если генератор никак не среагирует, возможно следующее:

  • перегорела катушка втягивающего реле;
  • износились щетки генератора;
  • поломка контактов коллектора;
  • разрыв обмотки якоря;
  • нарушено соединение на тонком проводнике;
  • нарушен контакт корпуса двигателя автомашины с землей.

Обрыв и отсутствие контакта можно проверить мультиметром в режиме прозвона сопротивления. Показание бесконечности свидетельствует об обрыве.

Если реле отработало, но двигатель стартера не вращается, тогда надо тестером проверить напряжение + 12 В на выходе проводника.

Мультиметр перевести в режим омметра и проверить реле на обрыв и на замыкание (сопротивление обмотки). Измерение производится между проводником и корпусом. Показания должны лежать в пределах 3-20 Ом, зависит от типа стартера.

Если ничего не помогло, тогда надо снять стартер и продолжить диагностику в снятом состоянии.

Как заменить реле стартера

Стартер от Volkswagen

Произвести замену втягивающего реле стартера можно самому, строго выполняя все инструкции. При работе по замене деталей или замене самого реле стартера следует очищать их от грязи, так как они могут ухудшить дальнейшую работу и привести к замыканию. Замена реле стартера начинается с его снятия с автомобиля. Эта процедура довольно непроста.

Для этого автомобиль размещаем в осмотрительную яму. Процедуру замены начинаем с отключения всей проводки, посредством откручивания гаек в целях безопасности. Затем откручиваются верхние и нижние болты, с помощью которого крепится стартер и реле.

Далее устанавливаем новое устройство. Делать следует это в строгом обратном порядке. Наконец следует подсоединить проводку и затем проверить работоспособность всего устройства.

Возрастающая роль стартера

На современных легковых автомобилях стартер является, пожалуй, единственным средством для запуска двигателя. Ведь на многих из них невозможно использование альтернативных способов – «с толкача» или «прикуривание» от другой автомашины.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

В первом случае этому может помешать автоматическая коробка перемены передач (АКПП), так как при буксировке некоторые из них могут потерять работоспособность, во втором – электронная система, которая может дать сбой или потребует перезагрузки.

Суммарная наработка стартера на легковой машине едва ли достигает 8-10 часов в год. Но в те короткие секунды, когда он работает для запуска двигателя, этот агрегат развивает большую мощность. Судите сами: W = I × U = 500 A × 0,012 кВ = 6 кВт.

Особенно тяжело приходиться стартеру при запуске неисправного двигателя (низкая компрессия, сбитое зажигание, неполадки в топливной системе и др.), а также зимой, когда неимоверно густеет масло и каналы, по которым поступает топливо и воздух, покрываются инеем.

Как предотвратить полный выход стартера из строя

Стартер – очень надежный узел, но и в нем по мере эксплуатации накапливаются неполадки и сбиваются настройки. Этот процесс идет постепенно, дефекты со временем множатся, пока в какой-то момент узел полностью не выйдет из строя.

Чтобы этого не произошло в самый неподходящий момент, например, утром, когда спешишь на работу или на улице в часы пик, необходимо постоянно обращать внимание на его работу и по его поведению догадываться о скорой неисправности.

Если это не удается сделать, то следует время от времени контролировать узел, не снимая с машины, и не отсоединяя от аккумулятора. Для этого достаточно иметь под рукой два силовых провода и простой мультиметр.

Разборка и ремонт щеток, якоря, втулок и сборка стартера десятки

Держатель щеток снимается со стороны коллектора посредством отсоединения двух винтов. Следует осмотреть прижимные пружины и весь щеточный узел, уделив особое внимание его стопорам. Все деформированные элементы сразу же заменяют. Установка новых щеток является простым процессом, поэтому подробно описывать его нет необходимости.

А вот с якорем, возможно, придется «повозиться», так как он часто является причиной того, что стартер «десятки» не крутит (да и замена втулок может занять немало времени). Желательно слегка прошлифовать коллектор якоря, а также проточить его на токарном станке, если его шероховатость велика. Замену якоря производят тогда, когда биение по отношению к цапфам его сердечника составляет величину более 0,08 миллиметров. Также рекомендуется ставить новый якорь при наличии на нем больших забоин и задир.

Возможно, потребуется и замена втулок (в них совершают вращение валы), которые располагаются со стороны привода в крышке описываемого нами пускового механизма. Установка новых втулок рекомендована при наличии на них раковин и при сильном их износе. Сборка стартера выполняется в обратном порядке.

Включение стартера напрямую от АКБ

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Чтобы соорудить своими руками прямой контакт, достаточно обзавестись куском медного кабеля, разъёмом и клеммой типа крокодил. Из этих трёх компонентов спаивается устройство, которое будет запускать стартер напрямую от АКБ.


Как подключить стартер напрямую отдельным проводом

Подробнее:

  • Под капотом автомобиля, возле правой фары есть красный провод со штекером, который нужно разъединить и вдеть туда приготовленный кабель с разъёмом;
  • Автомобиль ставится на холостой ход;
  • Включается зажигание;
  • Крокодил соединяется аккуратно с плюсом аккумуляторной батареи.

Этих манипуляций бывает достаточно, чтобы завести стартер, если он рабочий и других проблем не имеет. После того, как машина заведётся, крокодила нужно с плюса скинуть.

Такое самодельное устройство с разъёмом и крокодилом рекомендуется всегда держать в багажнике на крайний случай. После его употребления, он просто выдёргивается, а снятый ранее штекер соединяется на место. Все легко и просто, кроме единственного – нужно работать аккуратно, чтобы не обжечься или не замкнуть чего-то ещё.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...