Как проверить стартер на аккумуляторе: проверка устройства на работоспособность, не снимая его с машины, и оценка снятого втягивающего реле в домашних условиях

Для чего нужен стартер. Виды и выбор стартера. Неисправности пускового устройства ВАЗ 2101. Проверка и ремонт стартера «копейки»: бендикс, реле, втулки, щётки.

Что проверяется таким способом

Он состоит из трех основных частей – втягивающее реле, электродвигатель и бендикс. То есть, подобным приемом можно проверить электрическую часть стартера. Если будут найдены дефекты в каком-то из его узлов, то нужно осмотреть его детально.

Основные элементы автомобильного стартераОсновные элементы автомобильного стартера

Основные элементы автомобильного стартера

Поэтому, сначала проверим втягивающее реле, затем электродвигатель. Бендикс проверяется на разобранном агрегате. Об этом поговорим в следующей статье, если это вам будет интересно – пишите в комментариях.

Как проверить стартер аккумулятором

Диагностику запуска двигателя начнем с первого вопроса, которым задаются многие автовладельцы — как проверить стартер на аккумуляторе и что покажет такая проверка?

Такая манипуляция позволяет определить правильность функционирования стартера, поскольку, когда он стоит на двигателе, кроме щелчков (если они конечно слышатся) о работе устройства мало что можно сказать. Поэтому, замыкая клеммы с выводами на втягивающем и корпусе стартера, можно определить наличие неисправности во втягивающем реле или непосредственно самом стартере, увидев, срабатывает ли реле и крутит ли моторчик стартера.

Проверка крутит ли стартер

0.jpg

Проверка стартера 3 простых действия

Для проверки стартёра на способность выдвигать шестерню и крутить (так он должен работать, когда установлен на автомобиле), можно прибегнуть к помощи аккумулятора.

Для теста нужно надежно зафиксировать деталь, клемму «-» подсоединить на корпус, а «+» – к верхней клемме реле и контакта его включения. При исправной работе должен произойти вынос бендикса и прокручивание мотором шестерни.

Как проверить отдельно каждый из узлов устройства запуска двигателя, рассмотрим наглядно и более подробно.

Возможные причины неисправности

Достаточно часто причиной неисправности является не механизм запуска двигателя, а что-то другое. К примеру, неработающие реле.

Для того, чтобы отремонтировать стартер собственными силами, могут потребоваться хотя бы элементарные знания. Что же представляет собой обычный стартер ВАЗа?

Возрастающая роль стартера

На современных легковых автомобилях стартер является, пожалуй, единственным средством для запуска двигателя. Ведь на многих из них невозможно использование альтернативных способов – «с толкача» или «прикуривание» от другой автомашины.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

В первом случае этому может помешать автоматическая коробка перемены передач (АКПП), так как при буксировке некоторые из них могут потерять работоспособность, во втором – электронная система, которая может дать сбой или потребует перезагрузки.

Суммарная наработка стартера на легковой машине едва ли достигает 8-10 часов в год. Но в те короткие секунды, когда он работает для запуска двигателя, этот агрегат развивает большую мощность. Судите сами: W = I × U = 500 A × 0,012 кВ = 6 кВт.

Особенно тяжело приходиться стартеру при запуске неисправного двигателя (низкая компрессия, сбитое зажигание, неполадки в топливной системе и др.), а также зимой, когда неимоверно густеет масло и каналы, по которым поступает топливо и воздух, покрываются инеем.

Стартер: как проверить работу стартера, не снимая с машины

Ситуация, когда выходишь из супермаркета с пакетами, садишься за руль, но на поворот ключа стартер вдруг не реагирует, бывает у многих автомобилистов. Вполне возможно, что еще вчера мотор запускался с полпинка, а сегодня при таких же обстоятельствах ничего не происходит. И если под рукой есть смартфон с доступом в Интернет, можно оперативно посерфить в поисках подходящей статьи на тему: как проверить стартер прямо на парковке. В принципе, ничего сложного здесь нет, да и вспомогательных инструментов потребуется минимум. Разве что помощника бы иметь не помешало.

proverka-startera-02-600x400.jpg

Стартёр — устройство, раскручивающее коленчатый вал для запуска двигателя, который иногда все же выходит из строя

Основные неисправности стартера автомобиля

Неисправности стартера делятся на две категории

  • поломка или износ механической части
  • повреждение электрической схемы

Так как устройство раскрутки вала двигателя состоит из двух электрических элементов, то повреждения электрической схемы также делят на две подкатегории:

  • неисправности электродвигателя
  • неисправности втягивающего реле

Нарушение работы механической части стартера ремонтируется путем замены подшипников или бендикса.

Блендикс Ваз 2110 в идеальном состоянии
Блендикс Ваз 2110 в идеальном состоянии

Поломки электрической составляющей конструкции устраняются заменой блоков целиком, пожалуй, за исключением замены угольных щеток.

Как проверить втягивающее реле

Чтобы проверить втягивающее реле стартера, нужно подключить к нему плюсовую клемму АКБ, а минусовую — на корпус устройства. При исправно работающем реле будет выдвигаться шестерня бендикса с характерным щелчком.

Проверка втягивающего реле стартера на аккумуляторе

Проверка втягивающего реле с помощью аккумулятора

0.jpg

Проверка втягивающего стартера

Шестерня может не выдвигаться по причине:

  • подгоревших контактов втягивающего;
  • заклинившего якоря;
  • перегорания обмотки стартера или реле.

Как проверить работу стартера ваз 2114

  1. Корпус этого устройства выглядит как пустотелый цилиндр металлического происхождения. Внутри него можно найти различные детали электродвигателя.
  2. Ещё одни важный элемент — это статор. Статором можно назвать специальную обмотку из достаточно толстого провода, сделанного из меди. Между витками этого провода размещаются сердечники, сделанные из стали. Обычно обмотка располагается прямо в корпусе. Её можно заметить на стенках.
  3. Ротор. Эта вращающаяся часть механизма имеет особое значение для всего устройства. Внутри пластин этого механизма находится обмотка. Иногда ротор называют «якорем». Ротор всегда вращается в самом корпусе. Кроме этого, именно на роторе располагается коллектор. На нём и создаётся магнитное поле. Оно приводит ротор в движение.
  4. Бендикс. Это устройство входит в зацепление с маховиком двигателя внутреннего сгорания. Также именно оно обеспечивает вращение мотора. Бендикс можно найти на задней части вала ротоа.
  5. Щёточный узел. В ВАЗе 2114 имеется 4 щётки. Они активно взаимодействуют с коллектором, а также содействуют в создании магнитного поля.
  6. Втягивающее реле. У этого элемента есть 2 функции. Она из них заключается в том, что реле позволяет размыкать и замыкать контакты электроцепи. Также при помощи сердечника реле позволяет перемещать шестерню бендикса.
Подключение стартера

Подключение стартера

Проверка втягивающего реле

Так как заниматься диагностикой стартера неудобно под капотом, его демонтируем. Найти втягивающее просто – оно меньше по размерам, чем электродвигатель. На нем нет бендикса, к нему подключаются основные провода.

На его торцевой крышке есть три контакта. Два из них на снятом агрегате свободные, к ним не подключено ничего. К третьему подключен вывод на электрический двигатель. Он обычно толстый, в изоляции, прикручен к этому выводу, а второй конец его «уходит» в корпус электродвигателя.

Основные разъемы и контакты втягивающего реле стартераОсновные разъемы и контакты втягивающего реле стартера

Основные разъемы и контакты втягивающего реле стартера

Для экспресс проверки втягивающего, нужно плюсовым проводом от аккумулятора прикоснуться к контакту реле меньшего диаметра. В автомобиле к нему подключается провод от замка зажигания. Во время поворота ключа в положение «Старт», через него подается напряжение на втягивающую обмотку. В ней образуется электромагнитное поле. Оно «втягивает» сердечник, к которому присоединена управляющая планка бендикса.

«Минусом» касаемся корпуса стартера. Желательно прикасаться к «ушам» корпуса, которыми он прикручивается к автомобилю.

В это время должно сработать втягивающая обмотка, бендикс должен «вылететь». В некоторых случаях может начать работать электродвигатель – это нормально. Потому что, провод из втягивающей обмотки соединен через силовой кабель, который идет от третьего контакта, с электродвигателем. Через щеточный аппарат якоря он образует «массу», то есть, соединяется с минусовым проводом аккумулятора.

Бендикс в рабочем положении - втягивающее реле исправноБендикс в рабочем положении – втягивающее реле исправно

Бендикс в рабочем положении – втягивающее реле исправно

Поэтому, при замыкании управляющего контакта втягивающего реле и соединении корпуса стартера с минусовым проводом АКБ, образуется электрическая цепь. Через нее ток течет через обмотку реле обмотки якоря электродвигателя, запуская его.

Если все исправно, то бендикс должен «вылететь». Рекомендуется отверткой проверить силу вылета. В рабочем положении надавить на шестерню бендикса, она не должна вернуться в исходную позицию пока есть напряжение на клеммах втягивающего реле.

Оставляем провода на месте в подключенном состоянии. Отверткой замыкаем управляющую клемму, к которой подключен «плюс» от АКБ с силовым болтом (вторым контактом реле).

При замыкании управляющего контакта и силового болта, бендикс должен "вылететь" и электродвигатель стартера крутитьсяПри замыкании управляющего контакта и силового болта, бендикс должен “вылететь” и электродвигатель стартера крутиться

При замыкании управляющего контакта и силового болта, бендикс должен “вылететь” и электродвигатель стартера крутиться

Если бендикс «вылетел», а двигатель стартера стал крутиться с большими оборотами – все в порядке.

Признаки неисправностей

Бендикс не «вылетает»:

  • Обрыв во втягивающей обмотке.
  • Плохой контакт силового кабеля и болтового соединения на выходе из втягивающего реле к электродвигателю.
  • Нет «массы» на корпусе электрического двигателя стартера.

Бендикс «вылетел», но его легко можно задвинуть обратно отверткой

Эта неисправность проявляется по-разному:

  • Он «выскочив», тут же обратно возвращается в исходное положение.
  • Постоянно дергается, пока подается напряжение на управляющую клемму реле.
  • Остается в «выдвинутом» положении, но его с легкостью можно задвинуть внутрь отверткой.

Все это происходит из-за обрыва цепи в удерживающей обмотке реле.

Бендикс «вылетел», а электродвигатель не крутиться

Или частота его вращения может не измениться, останется такой же низкой, как до замыкания отверткой силового болта и управляющей клеммы. Это признаки:

  • Контактная пластина втягивающего реле не замыкает силовые контакты.
  • Они обгорели, оплавились, нет цепи между силовыми болтами внутри реле.

При всех этих признаках неисправностей втягивающего реле, его нужно дополнительно проверять мультиметром. Как это правильно сделано я описал подробно в этой статье.

Как проверить щетки стартера

Щетки можно проверить несколькими способами, самый простой из них — проверка 12 вольтовой лампочкой. Для этого подсоедините один вывод лампочки на щеткодержатель, а другой — на корпус, если она загорится, то щетки нуждаются в замене, поскольку имеются пробои в защите.

Проверка щеток стартера

Проверка щеток стартера замыкания на массу

Второй способ проверки щеток — мультиметром — можно осуществить на разобранном стартере. Задача будет заключаться в проверке замыкания на массу (не должны замыкать). Для проверки омметром измеряется сопротивление между основной пластиной и щеткодержателем — сопротивление должно стремиться к бесконечности.

Также, при демонтаже щеточного узла, обязательно проводим визуальный осмотр щеток, коллектора, втулок, обмотки и якоря. Ведь при выработке втулок может осуществляться просадка тока при запуске и нестабильное срабатывание моторчика, а поврежденный или подгоревший коллектор будет попросту «съедать» щетки. Разбитые втулки, кроме того, что способствуют перекосу якоря и неравномерному износу щеток, увеличивают риск возникновения межвиткового замыкания обмотки.

Как проверить стартер: берет ли он на себя ток

Бывает такое, что во время пуска стартера лампочки, запитанные от бортовой сети, тускнеют, вольты падают до 10-9,5 — на лицо признаки того, что имеет место просадка тока. Это вполне реальная картина даже в теплое время года, и говорит она о неисправностях стартера. Многие не понимают, как проверить стартер, если он берет на себя много пускового тока, и в чем, собственно, причина такого явления.

Скорее всего, поводом является выработка втулок, из-за чего якорь начинает касаться при вращении статора. Это приводит к перегреву элементов и разрушению деталей. Есть риск возникновения межвиткового замыкания, которое выявить возможно лишь специальным прибором — мегомметром. Замене подлежат втулки, якорь при необходимости можно заменить. Еще одной причиной заеданий иногда становится внутренний редуктор, требующий смазки.

proverka-startera-011-600x450.jpg

При некорректной работе стартера лучше обращаться к проверенному специалисту, который сможет установить истинную причину поломки

Подытожив все вышеприведенные советы, уместно подчеркнуть некоторые рекомендации профессионалов. Например, когда из строя выходит сразу несколько деталей стартера или даже втягивающее реле, лучше всего приобрести и установить полностью новый стартер. В противном случае устройство способно еще не раз беспокоить по всяческим пустякам, не говоря уже о возможных нестыковках в размерах некоторых запчастей.

Также специалисты настоятельно советуют покупать новые детали, а не ремонтировать старые, и не отдавать предпочтение принципиально самым дешевым вариантам. Подобная экономия может быть полностью нивелирована негативными последствиями в результате скорых поломок.

Как проверить бендикс

Проверка бендикса стартера

Работа бендикса стартера проверяется тоже достаточно просто. Нужно зажать корпус обгонной муфты в тиски (через мягкую прокладку, чтобы не повредить) и пробовать прокручивать его туда-сюда, он не должен вращаться в обе стороны. Проворачивается — неисправность заключается в обгонной муфте, поскольку при попытке провернуть в другую сторону, должен стопорится. Также бендикс может не входить в зацепление, и стартер будет прокручиваться вхолостую, если он попросту залег или съелись зубья. Повреждение шестерни определяется визуальным осмотром, а вот залегание можно определить лишь полностью все разобрав, и почистив редуктор от грязи, засохшей смазки внутри механизма.

Как проверить обмотку стартера лампочкой

Контрольная лампочка для проверки обмотки стартера

Полезное видео

Дополнительную информацию вы сможете почерпнуть из видео ниже:





В любом случае нужно проконсультировать с профессиональным механиком. Только он может гарантировать то, что стартер не работает по той либо иной причине. Если попытаться найти проблему самостоятельно, то существует небольшой риск ошибиться.

Проверка маховика

О том, что его зубья изношены, свидетельствует скрежет и пуск «через раз». В хорошем состоянии маховика в некоторых случаях (в зависимости от модели автомобиля) можно убедиться визуально. Если видны зубцы, и они изношены наполовину или более по одному краю, то придется заняться ремонтом. У некоторых двигателей снимается венец маховика, который можно заменить. Если это невозможно, придется приобретать деталь целиком.

lazy_placeholder.gif

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...