Признаки пробитой прокладки ГБЦ

Можно ли ездить с пробитой прокладкой ГБЦ, признаки, как узнать и проверить, какие бывают прокладки, особенности их выбора и замены

Содержание

Почему пробивает прокладку ГБЦ

пробитая прокладка ГБЦ

Как выглядит пробитая прокладка ГБЦ

Чаще всего прокладку ГБЦ пробивает из-за перегрева во время эксплуатации автомобиля. Под действием высокой температуры крышка может «потерять» рабочее положение. Из-за этого нарушается плотность соприкосновения с крышкой ГБЦ и происходит разгерметизация. Изменение формы вследствие перегрева характерно для алюминиевых крышек. Чугунные крышки такой «болезнью» не страдают, поскольку устойчивы к высокотемпературному воздействию. Они могут разве что треснуть, но и это происходит крайне редко. Изменение геометрии из-за перегрева также случается с железо-асбестовыми прокладками ГБЦ.

Причиной пробоя прокладки также может стать неправильное затягивание болтов. Причём плохо сказывается, как чересчур слабая, так и слишком сильная затяжка. В первом случае из блока просачиваются газы выхлопа (и они же разрушительно действуют на саму прокладку, сокращая срок её службы). Слишком сильно закручивая болты, можно нарушить материал прокладки.

Предельной точности при затягивании позволяет достичь динамометр и соблюдение очерёдности закручивания болтов. Подробную информацию по этим вопросам необходимо искать в руководстве пользователя.

В большинстве автомобилей сперва следует затягивать болты, расположенные в центре, а затем остальные. При этом важно соблюдать поэтапность закручивания. Например, сначала все крепежи прижимаются до 3 кгс, затем (снова от центральных к крайним) – до 6 кгс, следующим кругом – до 9 кгс.

Можно ли ездить с пробитой прокладкой ГБЦ

Автовладельцы часто спрашивают, можно ли ездить с пробитой прокладкой ГБЦ. Не всегда имеется возможность сразу устранить проблему, к примеру, когда неисправность произошла в дороге или вдали от станции технического обслуживания.

Специалисты утверждают, что ехать в такой ситуации нельзя. Это особенно актуально, если антифриз попадает в масло или наоборот. Единственный выход — перемещение только на буксире. Если проигнорировать это требование и проехать даже 200-300 км, может потребоваться капремонт мотора.

В ситуации, когда масло и антифриз не смешиваются, небольшое расстояние проехать разрешается. Здесь речь идет о небольшом повреждении, но необходимо следить за температурой двигателя и уровнем ОЖ. Ведь если пробитие прокладки произошло с внутренней стороны, то высок риск повреждения клапанов и поршней в результате попадания антифриза в цилиндры.

Признаки прогара прокладки головки блока цилиндров

Прогар прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ) на легковых автомобилях, если это случится, доставит немало хлопот автовладельцам.

Главное печальное известие — эксплуатация машины становится недопустимой.

Будьте внимательны! Отнеситесь к нижеперечисленным признакам со всей серьезностью, и если они проявятся, то вам стоит прекратить эксплуатацию вашего авто и принять меры к квалифицированному ремонту:

  • если повышается температура охлаждающей жидкости, и тосол (антифриз) начинает кипеть;
  • двигатель начинает троить, пропадает тяга;
  • салон перестает прогреваться отопительной системой, так как происходит завоздушивание системы и моторчик печки гонит холодный воздух.

Но есть еще надежда, хотя и мизерная, что признаки прогара прокладки головки блока цилиндров не подтвердятся.

zakipel-tosol.jpg

Как разобраться, как выяснить истинную причину возникшей неисправности?

Признаки пробитой прокладки ГБЦ

Главная сложность для начинающих автовладельцев — своевременно выявить повреждение прокладки ГБЦ. В «зоне риска» почти все автомобили, но чаще всего с проблемой сталкиваются владельцы автомобилей Нива Шевроле, ВАЗ 2106, 2109, 2110, 2112, 2115, 2114, 2107, BMW E39, Опель Астра, ЗМЗ 406, Дэу Ланос и Калина. Это неполный перечень машин, в которых периодически выходит из строя (прогорает) прокладка головки блока цилиндров. Признаки неисправности могут отличаться в зависимости от того, какой участок пробит.

Повреждение прокладки ГБЦ между цилиндрами

В автомобилях ВАЗ и ряде других моделей очень часто прокладка прогорает между вторым и третьим цилиндром.

Распознать неисправность проще всего по следующим признакам:

  1. Неровная работа мотора при работе которого будет ощущаться пропуска какой-то свечи зажигания из-за попадания не нее ОЖ или масла. В результате ДВС будет троить.
  2. Понижение компрессии двигателя. Повреждение прокладки ГБЦ приводит к утечке выхлопных газов из блока цилиндров в момент рабочего хода поршня из-за чего компрессия в проблемной области падает или снижается до минимальных значений.
  3. Добавление к п.2. В момент, когда в одном цилиндре происходит такт сжатия, а в рядом расположенном рабочий такт, при пробитой прокладке выхлопные газы, в нашем случае, второго цилиндра смешиваются с топливовоздушной смесью первого. Это приведет к проблемному пуску мотора, но после прогрева последний работает стабильно.

Для диагностики проблемы достаточно поочередно снимать колпачки высоковольтных проводов со свечей зажигания и обращать внимание на изменения в работе мотора.

Если при снятии какого-то колпачка изменений не произошло, это может свидетельствовать о повреждении прокладки ГБЦ в этом участке. Также проверьте компрессию в цилиндрах двигателя.

Нарушение прокладки ГБЦ между цилиндром и системой охлаждения

Иногда проблема возникает между цилиндром и каналом системы охлаждения. В этом случае неисправность можно распознать по следующим признакам:

  1. Неровная работа силового агрегата (как и в прошлом случае). Свеча цилиндра, на который попадет антифриз, не будет работать.
  2. Снижение уровня охлаждающей жидкости (ОЖ). Такой фактор объясняется утечкой ОЖ из-за нарушения целостности прокладки.
  3. Образование пара или пузырьков воздуха внутри расширительного бачка. Диагностику лучше проводить на холодном ДВС, ведь при проверке «на горячую» причиной проблемы может быть некачественная охлаждающая жидкость. Проблема возникает из-за попадания отработавших газов в систему охлаждения. Для диагностики на выход расширительного бачка можно надеть резиновую перчатку или презерватив. На этом вопросе остановимся ниже.
  4. Появление густого белого дыма из выхлопной системы. Появляется из-за активного парообразования. Этому способствует сгорание антифриза в камере сгорания с последующим выводом через выхлопную трубу.
  5. Наличие в расширительном бочке своеобразной «эмульсии». Автовладельцы часто ее называют «майонезом» или «сметаной» из-за характерного желтоватого цвета. Причиной является смешивание антифриза и масла. Проблему можно выявить, если заглянуть в бачок, или достать щуп проверки уровня масла из двигателя.

Другие признаки

Выделяется и ряд других признаков, по которым можно делать выводы о поврежденной прокладки ГБЦ.

Кратко рассмотрим их особенности:

  1. Выход отработанных газов из-под головки блока цилиндров. Признак проявляется при повреждении между цилиндром и внешней частью ГБЦ. Это объясняется тем, что газы находят путь через поврежденный участок прокладки. При значительном прогаре прокладки будут слышны громкие не характерные для работы мотора звуки.
  2. Появление масла на стыке головки и блока цилиндров. При нарушении целостности прокладки она пропускает смазку, которая вытекает наружу и загрязняет внешнюю часть двигателя.
  3. Проблемы в работе печки. Из-за нарушений в системе охлаждения возникают трудности с прогревом салона. Газы от сгоревшего топлива попадают в «коридорах» охладительной системы. Как результат, воздух добирается до теплообменника отопителя, который хуже работает.
  4. Нагар или влага на свечах. Для диагностики поочередно выкрутите свечи и посмотрите на их состояние. Появление масла или антифриза на контактах, а также нагар часто свидетельствует о нарушении целостности прокладки ГБЦ.
  5. Увеличение уровня масла. Это происходит из-за попадания в систему смазки антифриза.
  6. Перегрев двигателя. Повреждение в системе охлаждения и смазки ухудшает отвод тепла, и мотор быстро набирает температуру.
  7. Выбрасывание охлаждающей жидкости из системы выхлопа. В воздух вылетают капельки антифриза, которые легко диагностировать.
  8. Ухудшение характеристик ДВС. К косвенным признакам неисправности можно отнести увеличение «прожорливости» мотора, снижение мощности и т. д.
  9. Повышенное давления внутри патрубков системы охлаждения. Пробитие прокладки в месте прохождения ОЖ приведет к проникновению выхлопных газов в патрубки системы охлаждения. Последние, по причине создания в них повышенного давления, будут очень твердые (как камень) на ощупь.

Учтите, что анализировать неисправность необходимо в комплексе. К примеру, появление нагара на свечах или проблемы в работе печки могут свидетельствовать о других неисправностях машины.

Почему может пробивать прокладку ГБЦ, как это определить и что делать

Пробой, возникающий в прокладке головки блока цилиндров, или просто ГБЦ, не приводит ни к чему хорошему. Это неприятное для любого автовладельца явление.

Повреждение этого элемента моментально негативно отражается на работе отопительной системы, перегревается мотор, из-под капота начинает валить дым, в моторном масле оказывается эмульсия.

Если автомобилист столкнулся хотя бы с одним из этих признаков, первым делом нужно проверять состояние прокладки или уплотнителя ГБЦ.

Существуют разные причины и признаки пробитой прокладки, которые требуют соответствующий действий со стороны владельца транспортного средства. Автомобилист может сам научиться определять наличие проблем в этом узле. Ещё он обязан знать, как действовать в подобной ситуации.

Крышка расширительного бачка

Начать стоит с пробки расширительного бачка, точнее, с проверки клапана в ней. Этот нехитрый узел может создать избыточное давление, и тогда охлаждающая жидкость (ОЖ) чаще всего вырывается из-под пробки, при этом расширительный бачок (РБ) раздувается.

krishka-bachka.jpg

Способов проверки клапана два:

  1. произвести замену на заведомо исправную крышку;
  2. проверить момент открывания клапана с помощью манометра и компрессора.

В системе охлаждения двигателя (СОД) должно создаваться давление не менее 1,1 кг/см², максимальный порог срабатывания клапана – не более 1,5 кг/см².

Проверить исправность крышки просто:

  • снимаем расширительный бачок;
  • глушим все отводы РБ, кроме одного;
  • подключаем компрессор через шланг к свободному выводу и смотрим, что показывает стрелка прибора.

При избыточном или слишком малом давлении крышку РБ следует менять.

В случае неисправности клапана крышки расширительного бачка двигатель троить не будет, но неправильная его работа приводит к неоднократным перегревам мотора, и соответственно, к прогоранию прокладки головки блока.

Что такое прокладка ГБЦ

Внутри блока цилиндров (БЦ) имеется система разветвленных технологических каналов, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Их выходные отверстия располагаются напротив аналогичных отверстий в головке. Антифриз перемещается под определенным давлением в системе, поэтому никаких щелей в сопряжении металлических поверхностей не допускается.

580e7242-43bb-4203-a834-6333e59bafdf.jpg

Герметизацию помогает обеспечить установленная прокладка. Она надежно зажимается между ровными плоскостями при помощи стягивающих болтов. В автомобильной отрасли встречаются такие типы прокладок:

  • паранитовая, в состав которой входит асбестовый материал, уплотняющие/армирующие компоненты и пр.;
  • металлическая, собранная из нескольких слоев металла, между которыми залит термостойкий герметик.

Нельзя допускать, чтобы прогорела прокладка ГБЦ. Это приведет к нежелательным последствиям. Однако, в автомобилях, имеющих большой пробег, это может случиться при различных обстоятельствах. Ездить с данной проблемой не стоит, так как она способна привести к непредсказуемым последствиям с управлением и работоспособностью авто.

Признаки перегрева двигателя

При диагностике поломки важно правильно определить факт перегрева двигателя.

Здесь выделяется несколько основных признаков:

  1. Резко поднимающаяся температура ОЖ по индикатору в салоне.
  2. Появление конденсата на поверхности агрегата.
  3. Пар из-под капота.
  4. Снижение мощности.
  5. Шумная и жесткая работа ДВС, детонация, не заводится.
  6. Белый налет на электродах свечей зажигания.

Эксплуатация машины в случае перегрева ДВС запрещена, ведь это чревато его клином и необходимостью капитального ремонта.

Почему прогорает прокладка ГБЦ?

Чаще всего причина прогоревшего уплотнителя в перегреве двигателя, из-за которого деформируется плоскость ГБЦ. Наиболее чувствительны к такой деформации вследствие теплового расширения 6-цилиндровые рядные двигатели.

К пробою приводит и нарушение процесса горения в цилиндре (детонационное и/или калильное зажигание). При калильном зажигании смесь поджигается не от искры, а от перегретой части свечи зажигания. Возникает при неправильном подборе свечей. При детонационном сгорании смесь воспламеняется до возникновения искры на электроде. Основные причины детонации:

  1. Несоответствие октанового числа бензина и степени сжатия двигателя. Столь общее определение включает в себя как случаи, когда заявленный на АЗС показатель октана не соответствует действительности, так и неучтенное повышение степени сжатия после ремонта либо вследствие образования в цилиндрах нагара.
  2. Слишком бедная смесь.

Детонационное сгорание характеризуется сверхвысокой скоростью распространения фронта пламени, из-за чего стенки камеры сгорания переживают экстремальные термические и механические нагрузки.

Прокладка может прогореть не только из-за повышения температуры, но и из-за дополнительного вытягивающего усилия, которое воздействует на болты. Возникает вследствие повышенного давления в камере сгорания до момента преодоления поршнем верхней мертвой точки (ВМТ).

Видео: Пробита прокладка гбц признаки и последствия

Почему пробивает прокладку ГБЦ

Автовладельцы часто спрашивают, почему прокладка ГБЦ не выдерживает и повреждается. Выделим основные причины.

Перегрев

Чаще всего прокладка ГБЦ прогорает из-за перегрева двигателя, поэтому важно на ранней стадии определить неисправность и устранить ее. Из-за изменения температурного режима крышка блока «уходит» и ухудшается контакт между участками мотора. Результат — отсутствие герметичности силового агрегата с последствиями для прокладки.

Как правило, такой проблеме подвержены ГБЦ из алюминия. Чугунная головка (устанавливается на дизельных моторах) более стойка к температурным перепадам. Но она может деформироваться или повредиться.

Действие температуры часто приводит к деформации самой прокладки, из-за чего нарушается герметичность системы.

Неправильное усилие при затяжке болтов ГБЦ

При сборке двигателя важно знать точный момент протяжки болтов, удерживающих головку на блоке цилиндров. Увеличение или уменьшение этого параметра может привести к разрушению или ухудшению герметичности соответственно.

Во втором случае ГБЦ и БЦ неплотно прилегают друг к другу, из-за чего газы с атмосферным воздухом проходят в имеющиеся отверстия и разрушают прокладку.

Во избежание таких последствий необходимо закручивать болты с помощью динамометра и четко следовать инструкции производителя.

Не менее важный момент — соблюдение последовательности вкручивания. Подробные сведения по выполнении работы приведена в инструкции к автомобилю.

К примеру, на ВАЗ используются следующие правила:

  1. Сначала вкручиваются центральные болты, а потом — по диагонали.
  2. Усилие составляет 3 кг*с, а после дотягиваются до 6 кг*с и 9-10 кг*с.

В 8 из 10 случаев причина пробитой прокладки — несоблюдение правил протяжки в вопросах момента, последовательности и иных нюансов.

Поэтому обязательно прочитайте про правильную затяжку головки блока цилиндров и с каким усилием это нужно делать.

Низкокачественный материал

При покупке прокладки выбирайте товары в проверенных магазинах.

Изделия бывают следующих видов:

  1. Многослойные из стали. Содержат от двух до пяти слоев. На поверхности обработаны силиконом для окантовки каналов.
  2. Композитные. Старая технология, которая почти не применяется. В основе лежит асбест и графит, а поршневую часть окружают кольца из стали.
  3. Медные. Отличаются высокой степенью надежности, используются на некоторых видах авто.
  4. Эластомерные. Изготовлены из стали с нанесением на поверхность пластичного материала. На газовых стыках предусмотрены кольца из стали, а ходы имеют окантовку герметиком.
  5. Безасбестовые. Изготавливаются с применением более современных материалов.

Стоимость прокладки ГБЦ не слишком велика, поэтому на этом не рекомендуется сильно экономить, так как такая экономия может потом дорого обойтись.

Места прогорания прокладок ГБЦ

Дополнительные причины

Выделяется и ряд дополнительных факторов, почему может перегореть прокладка:

  1. Естественное старение.
  2. Нарушение процесса сжигания горючего. Чаще всего проблемы возникают в головке, на которой возникают трещины. ГБЦ, как правило, имеет алюминиевую основу. При нагреве происходит быстрое расширение, и головка надавливает на прокладку. Последняя не выдерживает и повреждается.
  3. Повышенная температура в камере сгорания из-за неправильного угла зажигания и т. д.

Автовладелец должен понимать разницу между «пробоем» и «прогаром». В первом случае имеет место серьезное повреждение прокладки или ее элементов, а во втором — несущественные нарушения целостности, которые иногда не удается отыскать на поверхности.

Какую прокладку для головки блока цилиндров выбрать

Если в спецификации к двигателю указана металлическая прокладка, то именно её и надо применять. Надёжнее всего будет использовать оригинальную запчасть, но если экспериментировать, то в лучшую сторону.

Многие производители выпускают изделия даже более высокого качества, будучи не ограничены особенностями массового конвейерного выпуска автомобилей. Их бренды несложно найти по отзывам в сети.

Обычно они же являются и заводскими поставщиками, но товар поставляется по их собственным каталожным номерам. Перечень аналогов имеется в каталогах крупных поставщиков.

Проверка на микротрещины

При проверке прокладки ГБЦ важно обратить внимание на наличие трещин. Здесь используется несколько методов.

Магнитно-порошковая проверка

Алгоритм действий имеет следующий вид:

  1. Поставьте магниты со всех сторон головки.
  2. Насыпьте сверху ГБЦ стружку металла.
  3. Обратите внимание на «рисунок». Стружка потянется к магнитам, а в местах углублений и повреждений она остается.

С помощью жидкости

Для проверки сделайте следующее:

  1. Подготовьте подкрашенную жидкость с помощью керосина, ацетона или иного растворителя.
  2. Нанесите состав.
  3. Выждите пять-десять минут.
  4. Удалите лишнюю жидкость.

При наличии дефектов их легко заметить даже без детального осмотра.

Проверка под давлением

Здесь применяется два пути — с окунанием в воду или без этого.

При погружении в воду сделайте следующее:

  1. Закройте все каналы контура.
  2. Вставьте его в тару и налейте теплую воду.
  3. Подайте сжатый воздух в месте, где появляются пузырьки.

Без окунания:

  1. Закройте отверстия.
  2. Налейте в канал еще больше жидкости.
  3. С помощью насоса нагоните воздух для создания давления в 0,7 Мпа.
  4. Дайте головке отстояться два-три часа. В случае «ухода» воды можно говорить о необходимости ремонта.

Для ремонта применяется газовая установка с присадками с обязательным прогревом проблемных мест до температуры 200 градусов Цельсия и более. После завершения сварочных работ шов зачищается и опрессовывается.

Что делать при пробитии прокладки ГБЦ

При выявлении неисправности единственный выход — заменить неисправный элемент и определить причину поломки. Стоимость прокладки различается в зависимости от марки машины и качества изделия.

Ремонтировать прокладку ГБЦ бесполезно, ведь работа мастера обойдется еще дороже.

Могут потребоваться и другие шаги:

  1. Замените болты, если они деформировались, или если производитель рекомендует установку новых болтов каждый раз при снятии головки. Если болт не удается открутить из-за искривления, попробуйте его сорвать.
  2. Отшлифуйте плоскость ГБЦ в случае ее искривления. Для этого необходимо обратиться к специалистам, использующим специальные станки. После снятия слоя на головке фломастером указывается толщина снятого металла и покупать прокладку нужно с учетом этой толщины.

После устранения технических неисправностей можно приступать к установке новой прокладки.

При выполнении этой работы следуйте следующим советам:

  1. Почистите ГБЦ от нагара, накипи или старых элементов прокладки.
  2. Проведите ревизию поверхности с помощью мерной линейки. С ее помощью определяется наличие и размер зазоров. Последние не должны превышать 0,5-1,0 мм. Если этот параметр больше, головка требует шлифовки или замены. При отсутствии линейки используйте толстый лист стекла, имеющий 5-миллиметровую толщину. Положите изделие на ГБЦ и обратите внимание на наличие прослоек. Для большей точности поверхность можно смазать маслом.
  3. Перед заменой обработайте прокладку смазывающим составом на основе графита. Такой шаг делает изделие мягче и способствует лучшему прижатию к поверхности. В будущем после такой обработки изделие проще будет снимать. Кроме того, в процессе пользования графит не выдавливается.

После завершения работ вас должна интересовать стабильность работы двигателя. Обратите внимание на признаки неисправности, о которых упоминалось в начале статьи. При этом не форсируйте работу ДВС. Сначала дайте ему небольшую нагрузку, чтобы прокладка ГБЦ нашла свою позицию.

Учтите, что снятие / установка головки БЦ — трудоемкий процесс. Необходимо отбросить много узлов, слить технические жидкости, правильно вкрутить болты и т. д. При отсутствии опыта работу лучше доверить профессионалам.

Кстати, некоторые автовладельцы жалуются на повышение прожорливости мотора после замены прокладки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...