Замена обгонной муфты генератора как снять, проверить, определить неисправность

В этой статье расскажем о том, для чего нужна обгонная муфта генератора, как её проверить и снять.

Принцип работы и польза обгонной муфты

Генератор, который является источником электроэнергии, приводится в движение от двигателя внутреннего сгорания, но так как мотор работает на различных оборотах, его крутящий момент постоянно меняется. Генераторный якорь (ротор), приводимый в движение от ДВС, крутится по инерции и при смене режима продолжает вращаться в том же ритме, поэтому и нагрузка на ремень в эти моменты значительно возрастает.

Обгонная муфта (другое название – инерционный шкив) предназначена для сглаживания перепадов крутящего момента, этот механизм работает по принципу бендикса в стартере. Когда движок набирает обороты, части обгонной муфты находятся между собой в зацеплении, обеспечивая жесткую связь и максимальную передачу движения. При отпускании педали газа детали ОМГ между собой размыкаются, ротор продолжает крутиться по инерции независимо от двигателя. Таким образом, исключается инерционная зависимость, ремень и подшипники генератора уже не нагружены до предела, поэтому их ресурс значительно возрастает.

Сначала инерционные шкивы устанавливались только на дизелях, позднее они появились и на автомобилях премиум-класса с бензиновыми мощными движками. Сейчас такие устройства можно встретить на многих моделях авто, например, на Форд Транзит или Ссанг Йонг Кайрон с дизельными моторами, и уже не являются редкостью.

Замена обгонной муфты генератора

А муфта на валу на резьбе сидит?

  • Ton4ik

    Руководитель клуба

    Инструмент для снятия ОМГ генератора

    Внешне сам генераторный узел с обгонной муфтой практически ничем не отличается от обычного генератора, уловить разницу можно лишь в том случае, если внимательно посмотреть на шкив (переднюю часть):

    • у стандартного источника электроэнергии вал якоря «утоплен» относительно неглубоко, шкив к нему прикручивается стандартной гайкой;
    • крепежный элемент генератора с муфтой разглядеть довольно сложно, и он всегда с потайной головкой, к тому же закрывается защитным колпачком. Сняв эту защиту, можно увидеть, что под ней имеются внутренние шлицы для установки ключа.

    Демонтировать ОМГ не так просто, как стандартный шкив, здесь необходим специальный ключ для снятия. Даже имея специнструмент, не всегда в составе автомобиля удается совершить съем муфты – на некоторых моделях машин расстояние между кузовом и генератором настолько мало, что ключ попросту не помещается. В этом случае приходится придумывать свой съемник, используя короткую биту и специальную головку.

    Нередко раскрутить крепеж на месте не удается – гайка закручена очень туго, не помогает даже WD-40 и какие-либо другие ухищрения. При замене ОМГ все же рекомендуется сразу снимать генератор, так в результате получается быстрее и проще. Если крепление муфты никак не поддается, можно использовать пневмогайковерт, покупать его не обязательно, достаточно обратиться в шиномонтаж.

    Специальный ключ представляет собой съемник из частей:

    • биты, на одном конце которой имеется шлиц типа «Torx» или «шестигранник», на другом – запрессованная головка под вороток, приспособление служит для удержания шкива от проворачивания;
    • насадки с наружным многогранником для установки во внутренний шлиц ОМГ, с другой стороны ее имеется шестигранник под дополнительный ключ, с помощью которого и будет откручиваться крепежный элемент.

    Особенности снятия и замены обгонной муфты генератора

    Также есть инструмент, где переходник под вороток отсутствует, на конец биты насаживается шестигранная головка соответствующего размера.

    Как проверить муфту?

    Чтобы определить неисправности детали, проверьтенатяжитель ременной передачи, когда двигатель работает на холостом ходу. Еслинатяжитель слишком активно перемещается, это явный признак неисправности муфты.

    Разгоняем мотор, чтобы его вращающий момент составил2000 об/мин, а затем отключаем. Нужно послушать, не жужжит ли генератор. Еслижужжание есть, скорее всего, подшипники шкива изношены. В этом случае шкив тожелучше заменить.

    Короткий треск привыключении двигателя также может свидетельствовать об износе обгонной муфты.Выработавшая свой ресурс деталь стопорится, после чего начинает работать каксплошной шкив.

    Замена обязательно,если есть хотя бы один из описанных выше симптомов. А теперь о способах, припомощи которых можно проверить обгонную муфту.

    Способ первый

    Чтобы проверка муфты была качественной, ее нужнодемонтировать. Затем берем узел в руки и блокируем пальцами внутреннее кольцо. Внешнеекольцо пробуем крутить в направлении, в котором оно крутилось бы подвоздействием ременной передачи.

    Кольцо должно оставаться неподвижным. Если жеоно двигается, это яркое свидетельство неисправности муфты.

    Способ второй

    Внутреннее кольцо также блокируется при помощипальцев. При этом внешнее кольцо пробуем крутить в направлении, противоположномдвижению хода ремня. Внешнее кольцо должно легко поддаваться усилию руки идвигаться в заданном направлении. Если этого не происходит, деталь неисправна.

    Внутренняя обойма оснащена мощной пружиной, поэтомуво время проверки лучше применять специальное приспособление, так как механизмможет не поддастся усилию руки.

    Устройство обгонной муфты

    fab4052ba0186c9b74d6954ea07e6cbf1.jpg?_t=1584460343

    Как устроена обгонная муфта OAP

    Что интересно, шкив генератора с обгонной муфтой и без нее выглядят практически одинаково. Потому что обгонная муфта — это механизм, встроенный в шкив. И если обычный шкив — это кусок железа с бороздками, прикрепленный гайкой к валу генератора, то устройство шкива с обгонной муфтой сложнее.

    Представьте, что обычный шкив разрезали на два отдельных “бублика” — внешний и внутренний. И между ними вставили специальный подшипник. Потому что именно так выглядит шкив с обгонной муфтой генератора. У него есть внешняя обойма, которая зацепляется ремнем. И есть внутренняя обойма, которая навинчивается резьбой на вал генератора. А между ними находится подшипник с вращающимися и стопорными элементами. С торцов обгонной муфты имеются сальники, которые предотвращают попадание внутрь пыли и грязи.

    Виды муфт

    %D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D0%BE%D0%B1%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BC%D1%83%D1%84%D1%82%20%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0.jpg?_t=1584460763

    Виды обгонных муфт генератора

    Чтобы окончательно закрыть вопрос конструкции этой детали, добавим, что со временем производители стали предлагать две разных модификации обгонных муфт генератора. Например, придумавшая эту конструкцию компания INA, производит OAP (Overruning Alternator Pulley — шкив генератора с обгонной муфтой) OAD ((Overrunning Alternator Decoupler — прерыватель генератора с обгонной муфтой).

    В муфте OAP механизм свободного хода, установленный внутри, позволяет ротору генератора вращаться свободно если скорость ротора выше скорости коленвала двигателя, и поддаваться вращению ремнем, когда скорость коленвала выше чем скорость ротора генератора.

    Муфта OAD имеет практически идентичное устройство, только в ней имеется еще и пружина. За счет такой доработки снижение биения ремня еще более эффективней. За счет пружин получается более плавный пуск генератора.

    Obgonnaya-mufta-generatora-usroistvo.jpg?_t=1584460411

    Устройство обгонной муфты OAD генератора

    Компания Gates предлагает обгонно-реверсивные муфты генератора (OAD) и муфты свободного хода (OWC). OWC, расшифровывается как One Way Clutch — односторонняя муфта. Суть в том, что первые допускают небольшое обратное вращение, а вторые блокируются моментально. Какой тип муфты используется — зависит от автомобиля и его конструкции привода.

    Как понять, что на вашем автомобиле стоит шкив генератора с обгонной муфтой? Основных признаков два. Первый — у более современной конструкции всегда присутствует темная крышечка, которая выполняет функцию пыльника. Второй — если вы видите стопорную гайку, которая крепит шкив к валу генератора, у вас точно обычный шкив. Если гайки нет — обгонная муфта. Но так как доступ к этой детали не всегда позволяет разглядеть все нюансы конструкции, то наличие крышки — самый доступный вариант идентификации.

    Замена обгонной муфты генератора

    я видел как вибрировал и пульсировал ремень, когда муфту заклинило (но она же крутилась ) … зрелище не приятное ..а ты представь какое биение ( если его не снимать ) на ремне такой длины ??? это просто примерно … в 2-3 раза .. ведь никто не проверял .. !

  • Признаки и причины неисправности инерционного шкива

    Неисправность обгонной муфты можно определить по следующим признакам:

    • под капотом появился щелкающий звук, который особенно хорошо слышен на оборотах меньше 2000;
    • ремень стал чаще выходить из строя, или увеличилась вибрация натяжного ремня;
    • пропадала зарядка.

    В основном в ОМГ заклинивает подшипник, то есть, муфта становится постоянно включенной, якорь всегда крутится в независимости от оборотов ДВС. В этом случае генератор работает, как с обычным шкивом, поэтому ремни, генераторные подшипники, натяжные ролики получают дополнительную нагрузку, выходят из строя чаще. Некоторые автовладельцы, не желая заморачиваться с заменой муфты, заваривают подшипник, предпочитая лишний раз заменить ремень, чем покупать новый инерционный шкив.

    Особенности снятия и замены обгонной муфты генератора

    Когда ролики ОМГ перестают блокироваться, ротор генератора практически не крутится, пропадает зарядка. При этом внешним осмотром определить неисправность сложно: если скинуть ремень и вращать рукой вал за шкив, якорь будет крутиться, так как не встречает никакого сопротивления, дефект проявляется только под нагрузкой. Обнаружить поломку в любом случае удается, если муфта совсем разваливается, в некоторых особенно запущенных случаях она и вовсе отлетает.

    Инерционный шкив выходит из строя по следующим причинам:

    • по истечению ресурса (через 100-150 тысяч километров пробега);
    • из-за попадания грязи в механизм при отсутствии защитного колпачка;
    • из-за слишком сильной натяжки ремня;
    • в результате механического повреждения (после удара);
    • если генератор установлен с перекосом.

    Со снятым ремнем муфту проверяем так:

    • прокручиваем шкив рукой и резко его останавливаем, при исправном механизме будет заметно, что якорь после остановки еще некоторое время двигается;
    • отверткой жестко фиксируем крыльчатку от проворачивания, пытаемся провернуть ОМГ: она должна вращаться против только часовой стрелки и застопориваться, если ее пытаться направить в противоположную сторону.

    Еще можно визуально проконтролировать, как ведет себя инерционный шкив в работе – после остановки двигателя при исправной муфте лопасти ротора должны некоторое время вращаться.

    Замена обгонной муфты генератора

    Интересно, никогда бы не подумал. Ремень себя на холостых так вел? В чем же причина этого биения? Ведь, грубо говоря, в жигулях его не было. Ремень длиннее?

    Но по крайне мере, я понял, что избавляться от муфты нельзя. (вариант, как с катализатором, тут не проходит)

  • Производители инерционных шкивов

    Кроме оригинальных запчастей наиболее распространенными считаются муфты INA и Ruville, качество деталей данных фирм вполне приемлемое. Компания INA является «первопроходцем» в создании обгонных муфт, впервые инновационное решение она представила миру в 1995 году. Кроме этих производителей запасные части также выпускают:

    • Febi;
    • LUK;
    • Valeo;
    • Cargo;
    • LYNX;
    • Bosch;
    • TIMMEN;
    • SKF.

    В зависимости от завода-изготовителя и модели авто стоимость инерционного шкива может колебаться в пределах от 1300 до 9000 рублей. Кстати, ОМГ разработаны и для автомобилей АвтоВАЗ – муфты для ВАЗ-2110 производятся под брендом Eldix, цена запчасти в 2017 году – примерно 1700 рублей, в комплекте с обгонным механизмом поставляется заглушка.

    Источник

    Замена обгонной муфты генератора

    Вибрирует, точно, но на холодную и при увеличении оборотов с холостых до прим 1000-1200 об. Но чем это чревато непонятно. За пол-года никаких последствий.

  • Ремонт обгонной муфты генератора

    Возможен ли ремонт обгонной муфты генератора? В теории да, если у вас есть доступ к специалистам по подшипникам, которые способны разобрать шкив генератора с обгонной муфтой, перебрать подшипник, заменить изношенные элементы и собрать все обратно “как было”, с прецизионной точностью. На практике таким занимаются только энтузиасты — обгонные муфты считаются неразборной деталью, продаются только в сборе и всегда меняются целиком. Стоят они “выше среднего”, но с учетом того, что их ресурс около 100 000 километров, а конструкция автомобиля получает очевидные преимущества — это того стоит.

    Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

  • Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Загрузка ...