Менять ли масло в АКПП и как часто это делать – советы начинающим автолюбителям

Содержание

Основные свойства и характеристики технических масел в автомате

1562895

На заводе-изготовителе постоянно проводятся испытания смазочных материалов с целью определить масло, наиболее подходящее для эксплуатации в коробке автомат. При этом также устанавливаются оптимальные сроки замены смазочной жидкости.

В функции автоматической трансмиссии входит передача мощности силового агрегата на колеса машины для преодоления определённого участка дороги. При этом часть энергии двигателя и объема трансмиссионного масла тратится на снижение внутреннего трения между рабочими деталями и узлами коробки автомат.

Если используются смазочные материалы низкого качества, масло быстро нагревается, окисляется, возникает коррозия элементов АКПП и всего автомобиля.

Смазочные жидкости высокого качества для автомобилей с АКПП активно противостоят окислительным процессам и предупреждают появление очагов коррозии внутри коробки автомат.

Трансмиссионные масла выдерживают высокие перепады температур, не закипают, создавая необходимый коэффициент полезного действия (КПД) трансмиссии автомобиля.

Особенности замены масла в АКПП

На многих коробках автомат можно увидеть специальную табличку с указанием, что здесь залито масло на весь срок эксплуатации трансмиссии и соответственно самого автомобиля.

Поэтому выбирая себе автомобиль с автоматической трансмиссией на этот момент стоит обратить внимание.

Но не на всех автомобилях установлена «вечная» трансмиссия поэтому масло придется менять в тех автомобилях, где это предусмотрено согласно технической документацией.

Следует понимать, что полная замена масла в АКПП имеет существенные отличия от замены в двигателе, поэтому не следует думать, что просто слили старую отработку, залили новое масло и все. Для двигателя это действительно так, но не для коробки-автомат. Почему? Читайте дальше.

Существует мнение, что проводить замену масла в автоматической трансмиссии не нужно, так как в результате таких действий в ней происходит нарушение своеобразного микроклимата, который создавался многие годы.

В процессе такой замены происходит вымывание отложений, которые забивают важные каналы АКПП, тем самым приводя к быстрому выходу ее из строя.

Кстати, это мнение небезосновательное и уже было подтверждено реальными случаями. Кстати, на смену коробкам-автомат уже приходят вариаторные коробки передач.

В АКПП теперь нет износа?

Нет. Любой технический узел имеет продукты износа. Особенно АКПП. Её конструкция настолько богата движущимися частями и трущимися поверхностями, что отрицать факт выработки просто бессмысленно. Куда деваются продукты износа? Я вам скажу. Крупнодисперсная часть оседает на фильтре, который что? Правильно, нужно будет однажды менять, даже если учесть, что в необслуживаемой АКПП применяется так называемый «долгоиграющий» фильтр.

Стружка на магните акппЛюбой подвижный узел имеет продукты износа и этот «ёжик» на магните поддона АКПП – хорошее тому подтверждение

Идем дальше. Более мелкие частицы и некоторые просочившиеся крупные со временем неизбежно забиваются в зазорах клапанов гидроблока, в системе охлаждения и коробке через определённый период наступает капут, но не от того, что подошёл срок службы, а из-за перегрева или подвисания клапанов. И всё это благодаря тому, что кто-то вовремя не менял масло в АКПП. Производитель ведь не рекомендовал.

гидроблок акппЗалипание клапанов в гидроблоке – частая причина поломки автомата

Для чего АКПП заполнен маслом?

АКПП без поддона

АКПП без поддона

Чтобы разобраться, для чего в автомате масло и как часто его необходимо менять, нужно разобраться в конструкции современных трансмиссий. Современные автомобили комплектуются автоматическими коробками не с гидравлическим управлением, а с электронным.

Первоначально гидродинамический трансформатор функционировал вкупе с планетарной коробкой передач, где скорости переключались за счет подачи давления на определенную группу фрикционов или тормозную ленту. За это отвечали пневмогидравлические дозаторы. Данный принцип не изменился и в современных АКПП, но управляется это все несколько иначе.

В некоторых коробках встречается гидродинамический трансформатор, а также его может заменить комплект сцеплений. Редукторы могут быть сделаны в виде традиционных планетарных, но также существуют вальные конструкции (их обычно использует Honda) и цепные, а также ременные передачи.

В редких случаях управляющая система подает определенное давление на исполнительные узлы. Создается оно под воздействием масляного насоса, а масло дополнительно смазывает все узлы и охлаждает их, а также оно требуется для переключения скоростей.

Дальше всех от традиционных автоматов ушли обычные роботы с одним сцеплением, а также коробки Getrag 6DCT250. В последних масло требуется исключительно для смазывания и охлаждения АКПП, а система управления работает за счет электрического привода. Как видите, масло есть в любой автоматической трансмиссии, поэтому его нужно регулярно менять, иначе автомат выйдет из строя. Когда же менять масло в коробке автомат и вообще почему оно теряет свои свойства мы расскажем немного ниже.

к содержанию ↑

Периодичность замены масла в коробке автомат

Периодичность замены моторного масла в коробке АКПП для всех машин разная и напрямую зависит от марки авто, года выпуска, конфигурации АКПП. Личные сведения по обслуживанию автомобиля можно получить в его сервисной книжке, если же машина куплена с рук и подобной шпаргалки не имеет, то следует воспользоваться мануалом от производителя, так как источник нужен достоверный.

Периодичность замены масла в АКПП

Что следует посмотреть в инструкции — какая трансмиссионная смазка используется и какой километраж показан к замене жидкости. Для всех авто ответы будут разные, к примеру японцы предполагают замену масла в коробке автомат через 20000км, европейцы более выносливы и готовы к процедуре через 40 — 50 тыс.км. Опять же нельзя сбрасывать со счетов трансмиссионное масло, которое было использовано и будет заливаться. Хорошая работа автоматических коробок напрямую зависит от качества смазки и ее характеристик.

Как часто вы должны менять трансмиссионную жидкость?

Если вы задали себе этот вопрос, ответ будет зависеть от множества факторов, в том числе от того, как вы пользуетесь своим автомобилем, рекомендаций производителя вашего автомобиля и т. д. Скорее всего, вам бы другие водители сказали, что нужно заменять жидкость для автоматической трансмиссии каждые 24 000 километров. Некоторые могут даже опрометчиво заявить, мол его нужно менять каждые 10 000–12 000 километров. Узнать правильный ответ может помочь инструкция и понимание того, как работает трансмиссионная жидкость в целом.

Подробности об интервале замены масла в АКПП

Надеемся, что предыдущий раздел убедил вас в необходимости регулярной замены масла в автоматической трансмиссии автомобиля. Каким должен быть этот самый интервал? Вопрос непростой. Существует огромное разнообразие автоматических коробок передач, и все он имеют разный интервал обслуживания.

Общие принципы

Первое, что нужно брать во внимание, – замена масла в коробке «автомат» никогда не будет лишней. Вы не повредите КПП, выполняя эту процедуру чаще, чем рекомендует производитель. Один из вариантов интервала для замены трансмиссионного масла – около 50 000 км. Если вам не удаётся найти официальную рекомендацию по этому вопросу для вашей АКПП, советуем придерживаться этого варианта.

Другие типичные интервалы обслуживания – 100 000 км и 160 000 км. Некоторые производители заявляют, что их разработка может с легкостью преодолеть даже больше 160 тыс. км без обслуживания. Мы не советуем доверять этим словам. Обратите внимание на информацию из следующего раздела.

«Вечное» масло

Некоторые коробки передач, особенно компании BMW, рекламируются в герметичном корпусе и работают на «вечном» масле. Это значит, что вы не должны вскрывать трансмиссию, и ей не понадобится замена жидкости. Не хочется повторяться, но мы советуем игнорировать подобное утверждение. Существует большая вероятность того, что заявление о «вечной» жидкости будет формально правдивым по той лишь причине, что механическая часть АКПП выйдет из строя быстрее завершения обычного срока службы масла.

Наверное, маркетологи рассчитывают на то, что в момент поломки трансмиссии хорошее состояние масла должно слегка поднять ваше настроение.

Устройство АКПП на схеме

А что нам говорят международные стандарты

А международные стандарты говорят следующее:

  1. Полная замена масла в автоматической коробке передач должна производиться не реже, чем через 50 тыс. км пробега, или через 2 года эксплуатации, при этом меняется фильтр;
  2. Каждые 15 тыс. км, после полной замены, масло в такой трансмиссии должно обновляться на 30 – 40%;
  3. Если автомобиль эксплуатировался в очень тяжелых условиях, то рекомендуется менять ATF через 25 тыс. км пробега или один год эксплуатации.

Кстати, очень важно знать, как правильно проверить уровень масла в АКПП.

Встречаются сложные ситуации так, как можно встретить автоматические трансмиссии, где даже не предусмотрены сливные пробки. В таких коробках, чтобы полностью заменить масло, нужно снимать поддон с заменой прокладки. Как правило, такие коробки-автомат установлены на автомобилях Ford, Nissan и Mazda.

А если был приобретен автомобиль бу с коробкой автомат, то тут сразу нужно ехать на диагностику, чтобы выяснить техническое состояние трансмиссии, определить, когда производилась полная замена масла, какие рабочие жидкости были залиты и т.д.

Никогда не смешивайте масла разного класса так, как смесь разных ATF может изменить свои химико-физические свойства, а это приведет к выходу из строя резинотехнических изделий и даже насоса.

Работа масла в АКПП

В классическом автомате трансмиссионка выполняет как минимум 3 функции:

  1.  Смазка деталей и механизмов. Жидкость не просто облегчает движение втулок, шестерен и подшипников. Важно поддерживать в нормальном режиме работу деталей, трущихся под большой нагрузкой: фрикционов и синхронизаторов.
  2. Гидравлика. Принцип работы такой же, как в экскаваторе или бульдозере. За счет давления несжимаемой жидкости, происходит срабатывание приводов переключения передач.
  3.  Охлаждение. АКПП всегда работает с максимальной нагрузкой: даже при движении накатом, механизмы находятся в движении. Масло передает тепло на корпус коробки передач, в большинстве конструкций предусмотрена система активного охлаждения с помощью радиатора.

Кроме того, необходимо обеспечивать работу гидротрансформатора (в простонародье – «бублика»). С помощью масла передается крутящий момент от коленчатого вала к главной передаче.

747f22e0-f4d7-4267-8ee9-16435dc80c2b.jpg

Как и в любом сложном агрегате, эффективная эксплуатация машины возможна только при сохранении характеристик трансмиссионной жидкости АКПП. Со временем свойства теряются, возникает необходимость менять масло в коробке.

Разумеется, температурные режимы не такие жесткие, как в картере двигателя внутреннего сгорания. Поэтому, в отличие от моторного, периодичность замены масла в АКПП значительно длиннее.

Придумали чудо-масло?

Нет. Химическая и нефтяная промышленность, конечно, развивается, но волшебных саморегенирирующих свойств пока что не получил ни один продукт.

Начнём с того, что масло в АКПП имеет свои физико-химические качества и технические характеристики, которые необходимы для полноценной безущербной работы коробки, само собой, эти свойства могут и изменяются только в худшую сторону. По мере износа трансмиссии масло многократно нагревается/охлаждается, наполняется компонентами износа. Работа у него такая – стареть самому, но не давать уйти на покой коробке передач. Если смазка не будет портиться, то будет портиться АКПП. Закономерно и честно.

щуп акппПроверяем уровень и состояние масла в АКПП перед покупкой б/у автомобиля

То есть масло в АКПП неизбежно меняет все свои первоначальные свойства, включая вязкость, а значит в определённый момент наступает пик, когда его возможности иссякнут и «уставшая» смазка потащит за собой коробку целиком. Вы будете думать, что просто надёжность теперь такая у старичка «гидроавтомата», но по факту к снижению ресурса привело отсутствие должных регламентных работ.

Масло в «автомате» стареет даже, если вы никуда не едете

Просто помните, что у любых нефтепродуктов в канистре, где нет ни посторонних компонентов, не окисляющей среды, есть свой срок годности (около 6 лет). Об этом заявляют производители масел, но молчат производители автомобилей. Уверены, что Вам нужна машина, у которой срок жизни АКПП всего шесть лет?

Факторы, влияющие на срок замены масла в АКПП

Одним из наиважнейших факторов для определения интервала замены являются условия эксплуатации машины. Всем известно, что при поломке, автомобили с АКПП не рекомендуется буксировать на тросе, подобные процедуры им противопоказаны. Но не всегда есть возможность вызвать эвакуатор, и автомобиль будет потихонечку ковылять до дома или сервиса. После таких форс — мажорных обстоятельств рекомендуется поменять масло в коробке сразу же после ремонта.

Так же под особыми нагрузками для автоматов понимается городской цикл с вечным — стоп/старт, подгазовки с пробуксовками, увязание и т.п.

Именно такие обстоятельства в значительной степени сокращают жизнь автоматических коробок передач, от рождения предназначенных для спокойной равномерной езды по автобанам с определенной скоростью, а не прыжков по дорогам с ямами, ухабами и лужами, похожими на сель.

Второй фактор, напрямую влияющий на интервал замены масла в АКПП — это трансмиссионная смазка и ее рабочие характеристики. Следует заметить, что выбор таких продуктов широк, что вызывает правомерное замешательство у автомобилистов.

Причины износа масла

Трансмиссионная жидкость ATF запрограммирована на определенную вязкость, степень сжатия. С ее помощью поверхность деталей очищается от шлаков, металлической стружки и опилок, продуктов износа фрикционных материалов.

Кроме того, масло в коробке автомат предохраняет внутренности от коррозии. Все эти свойства сохраняются в течение срока, установленного производителем, при условии нормальной эксплуатации.

Для сведения: С точки зрения автозавода, «нормальной» считается эксплуатация, приближенная к стендовой.

То есть, необходим двигаться по ровной дороге с качественным покрытием, без перегруза и частых остановок – троганий с места. В реальности такой режим соблюсти невозможно.

В городском темпе АКПП перегревается, от повышенных нагрузок в ATF попадает металлическая стружка, забиваются маслопроводы радиатора, фильтр не справляется с очисткой. В результате, через определенное количество километров пробега, свойства масла стремительно теряются.

в пробирках степень загрязнения масла

Этот процесс происходит в арифметической прогрессии: при изменении характеристик, ухудшаются условия работы АКПП, и реакция превращения трансмиссионной смеси в грязную жижу стремительно развивается.

Как определить, когда необходимо менять масло?

Необходимо регулярно проводить осмотр технической жидкости и прислушиваться к работе механизмов автомобиля.

Масло в рабочем состоянии имеет красноватый цвет без различных примесей и следов загрязнения. Для этого необходимо вытащить щуп из устройства, расположенного в коробке передач.

При обнаружении следующих симптомов нужно незамедлительно залить новое ATF:

  1. Масло изменило цвет на темно-коричневый.
  2. Присутствует при просмотре щупа запах горелого.
  3. Появление постоянного воя во время движения авто, доносящегося из АКПП. При переключении режима звук также меняется.
  4. Масло разжижается, начинаются утечки, что приводит к снижению уровня.
  5. Машина при движении дергается.
  6. Нестабильная работа (возможна пробуксовка) коробки передач.
  7. «Пропадают» некоторые режимы: Drive, Reverse.

Также на большинстве марок зарубежного производства на информационном табло появляется ошибка, говорящая об неисправности АКПП.

Хитрая работа маркетологов?

Да. Как Вы уже поняли, производители автомобилей (не коробок) очередной раз нас пытаются нагнуть и, стоит сказать, делают это вполне успешно, так как, судя по своему опыту подбора подержанных авто, владельцы уже отходят от общепринятых в былые времена правил. К 100 тыс км многие так называемые необслуживаемые коробки уже начинают прилично пинать в спину. Причем, одна и та же АКПП на разных моделях может в одном случае быть обслуживаемой, в другом – нет. И всё только потому, что первый ещё печется за качество, а второму уже плевать.

шестерня акппАвтомат , в котором никогда не меняли мало, на дефектовке

Гонки надёжности закончились. Даже Toyota решила заработать на запчастях. Теперь нет ни японского, ни немецкого качества – есть стратегии выбивания денег из автолюбителей. Кто хитрее и изощрённее подойдёт к обману, тот и победит на финансовом поприще. Просто представьте насколько им важно, чтобы Вы почаще приходили за новой машиной или приезжали на крупный ремонт.

Репутация? Кто сегодня в ней заинтересован, если некоторые немецкие бренды, погрязшие во всеобщем обмане, по сей день не страдают дефицитом клиентов? Как говорится, для того, чтобы не переживать за репутацию, надо один раз её испортить.

Трансмиссионные смазки на АКПП и интервал их работы

Периодичность замены масла в коробке

Для начала скажем, что владельцев машин с автоматическими коробками передач, могут интересовать трансмиссионные жидкости только с аббревиатурой ATF. Далее существует градация средств, очень схожая с моторными маслами.

1. Трансмиссионные минеральные масла — в основном используется в коробках передач с низкими оборотами, что не превышает двух трех тысяч в минуту. При такой работе не возникает большое трение между узлами, поэтому нет смысла тратиться на более серьезные смазки. Заявленные производителем защитные свойства масла, быстро исчезают, поэтому эффективно работать оно может не более 30000км.

В основном такие масла показаны для использования в автомобилях с задним приводом и практически не используются в АКПП.

2. Трансмиссионные полусинтетические масла — более ориентированы и распространены на АКПП машин, которые подвержены использованию в экстремальных условиях. Формула смазки специально разработана под коробки с высокими оборотами, но не превышающими 4000 в минуту.

Подобное оснащение характерно для бюджетных автомобилей с передним приводом. Особенность полусинтетических ТМ основана на добавлении сбалансированного пакета присадок, которые обеспечивают надежную смазку и защиту всех деталей коробки автомата.

В этом ранге смазки как правило представлены для всесезонного использования, что позволяет потребителю не производить замену средства два раза в год. Полусинтетика способна «бегать» до 50000 километров, поэтому отслеживать уровень и цвет масла надо обязательно.

3. Трансмиссионные синтетические масла — относятся к высшему классу смазок для автоматических коробок передач. Они дороги, но эффективны за счет своей исключительной работоспособности. Имеют очищающие, защищающие, сберегающие и антикоррозийные свойства.

Средний пробег авто на таком масле близится к 70000км. Но, необходимо обращать внимание на модификацию АКПП, рекомендации производителя и условия эксплуатации.

«Нафаршированные» коробки автоматы, типтроники, телескопические коробки и т.п., как правило имеют рекомендованный интервал — периодичность замены масла в большинстве АКПП до 50000 км, предписанный производителем. Стоит ли в данном случае нарушать заповеди от «создателя» — вопрос спорный.

4. Трансмиссионные универсальные масла — элита смазочной индустрии для АКПП. Здесь речь уже идет не о добавках и присадках, а о новейших формулах смазочных материалов, созданных на молекулярной основе при помощи нанотехнологий.

Такие смазки могут надежно защитить АКПП на протяжении 100000 километров, без ущерба работы агрегата. Стоимость их высока, но вполне оправдана.

Принцип выбора продукта очень прост — не нарваться на подделку, так как использовать универсальные ТМ можно для любого типа КПП.

Замена масла в АКПП

Залог хорошей езды на машине — это своевременная профилактика, особенно если хозяин страдает стилем от «БМВ». Примерно раз в месяц рекомендуется опустить щуп и посмотреть масло в коробке автомате. Если его цвет темный, запах от него неприятный, то не взирая на написанные цифры, смазку нужно немедленно менять. Сделать это можно самостоятельно, а можно обратиться в сервисные центры, где подобная процедура осуществляется при помощи специального оборудования. Если денег не жалели и было залито универсальное ТМ, то стоит пройти диагностику, которая поможет выявить неисправности и своевременно их устранить.

Еще раз напоминаем, что капитальный ремонт коробки автомата будет в разы дороже любой профилактики, даже при условии покупки самого дорого трансмиссионного масла для автоматических коробок передач.

Цена услуги

Конечно, потребителей интересует, сколько стоит замена масла в коробке автомат. Необходимо учитывать, что придется заплатить за работу и смазочную жидкость.

Стоимость замены масла в акпп частичная обойдется примерно в 1 тыс. руб. Полная замена масла в акпп аппаратом в автосервисе значительно дороже — стоимость работы варьируется от 3 тыс. руб. в зависимости от региона.

Как произвести проверку масла в коробке передач

Качество трансмиссионной жидкости определить по звуку работающего двигателя или по плавности движения автомобиля не получится. Лучше всего взять незначительное количество масла из коробки и произвести его внешний осмотр.

Самый простой способ предполагает нанести несколько капель на белый лист бумаги или чистую белую ткань.

Если пятно ATF имеет темно-бурый или черный цвет — необходима полная замена масла в АКПП.

чистое и грязное масло

Чтобы определить степень загрязненности и необходимость замены — придерживайтесь следующих правил:

  • прозрачное масло не требует замены, даже несмотря на то, что его цвет значительно отличается от нового;
  • мутное следует полностью либо частично заменить, так как оно наполнено частичками грязи;
  • смазка, содержащая частицы металлической стружки, а в большинстве случаев и едкий запах гари — также нуждается в замене, причем полной.

В данном случае следует не только слить масло, но и снять поддон коробки, чтобы провести ее диагностику.

Если внутренняя поверхность поддона окажется чистой — считайте, что вам повезло, и все опасения были напрасными.

В случае, когда на нем вы обнаружите налипшие частицы металла — знайте, что начался процесс разрушения, и коробка в любое время может перестать нормально функционировать. Здесь впору задуматься о проведении капитального ремонта, который попросту неизбежен.

На примере Тойота ↑

Для лучшего восприятия, в качестве наглядного пособия используем автомобиль Тойота Авенсис. Инструкция по эксплуатации гласит, что интервал замены ATF равен:струя

  • 30 тыс. км. для авто до 1999 года выпуска;
  • 60 тыс. км. – средний показатель для техники старше 1999 года, но младше 2006 года;
  • до 75 – 85 000 км., для авто старше 2006 года выпуска.

Разница в показателях связана с техническими характеристиками трансмиссий. Несмотря на то, что сам «автомат» был разработан в далёком 1960 году, существенного прогресса, модернизации удалось достичь только последние 20 лет. Технология шагнула далеко вперёд не без помощи инженеров-технологов. Совершенствование смазывающих жидкостей позволило вывести «роботы» на новый уровень эксплуатации. Дружный тандем существенно увеличивает эксплуатационные характеристики.

Подводим итоги: какую ATF заливать?

Какими маслами стоит пользоваться, заменяя уже отработанный продукт? Само собой, оригинальные масла, которые рекомендует сам изготовитель конкретного автомобиля, или максимально приближенные к ним. Однозначным аналогом будет то масло, которое находится в емкости, имеющей такой же номер запчасти, как и у детали с вашей машины, но уже от конкретного производителя рассматриваемой продукции, а не от фирмы-создателя автомобиля. К примеру, это может быть ExxonMobil. Производители машин, к сожалению, не занимаются выпуском масел, а лишь переупаковывают их. Другие масла, в принципе, также можно использовать, но с большой осторожностью. О возможности использования того или иного масла советуем уточнять в нашем разделе “Руководства по ремонту”, в котором мы привели документацию к каждой модели АКПП.

  • Откуда появляется стружка в масле? Износ гидротрансформатора.

Обязательно нужно ознакомиться с показателями и свойствами ATF; иногда может получиться что масло, купленное на замену, оказывается лучше «родного». Ведь, к сожалению, производителями автомобилей при выборе масла часто движет не желание предоставить автолюбителю хороший продукт, а стремление продать побольше товара под своей маркой, максимально увеличив, таким образом, общий доход. Стоит отметить, что полная замена масла возможна лишь в случае полноценной переборки коробки передач (при устранении возникших неполадок) и гидротрансформатора. В другом случае велик риск перемешивания масел от разных производителей, что не совсем желательно.

Главное правило – используйте только оригинальное масло

Приемщики, работающие мастерами в автомобильных центрах, часто любят рассказывать следующую байку. О том, что “старое масло гуще, из-за избытка пыли и других загрязнений; и если произвести его замену в коробке передач, имеющей частично стершиеся фрикционные диски, то благодаря новому, более редкому и незагрязненному маслу, истершиеся фрикционы начнут часто проскальзывать; в результате автомобиль, благополучно (самостоятельно) приехавший к месту назначения, после смены масла рискует даже не тронуться с места”. Это не более чем «страшилка». Ведь частично стершиеся фрикционы точно так же будут пробуксовывать и на старом, «густом» от грязи масле, и на новом, более чистом.

Что ж, это были основные спорные моменты, касающиеся замены масла в АКПП. Решение про необходимость проведения данной процедуры для вашего автомобиля принимать только вам.

Как проверить масло в АКПП

В процессе эксплуатации автомобиля рекомендуется регулярно проверять количество смазывающей жидкости. Это можно сделать с использованием специального щупа или без него.

Перед проверкой трансмиссионного масла АКПП разогревают до 650 С. Для этого потребуется проехать на автомобиле 10-15 километров. Или, включив силовой агрегат, стоя на месте, дождаться начала работы вентилятора. При этом температура охлаждающей жидкости доходит до 90-950 С. Рычаг переключения АКПП автомобиля ставится в нейтральное положение, включается стояночный тормоз. Проверка уровня смазки производится при работающем силовом агрегате.

Проверка уровня масла с использованием контрольного щупа

В этом случае, нужно обращать внимание на отметки, нанесённые на щуп, их две:

отметки масла

  • Cold;
  • Hot.

Первая отметка показывает уровень холодного масла в коробке автомат. Вторая определяет объем горячей смазывающей жидкости. Считается, что проверка уровня смазки «на горячую» более точная.

Важно: Доливать ATF рекомендуется, если его уровень находится между двумя значениями, указанными на щупе, не дожидаясь минимума. Своевременная доливка исключит закипание смазывающего вещества в трансмиссии.

Какое масло нужно заливать в АКПП?

Перед тем, как заменить масло в коробке автомат, нужно обязательно знать его маркировку.

Жидкости, заливаемые в МКПП и АКПП, существенно отличаются друг от друга. Они имеют свою вязкость, рабочие характеристики. Применение «чужого» масла может привести к выходу устройства из строя. По договоренности производители автомобилей заливают в автоматические КПП ATF красного цвета.

Какое масло следует заливать

АКПП представляет собой очень дорогостоящий узел автомобиля, поэтому замена масла в АКПП своими руками должна производиться с максимальной внимательностью и осторожностью.

Первым делом следует изучить техническую документацию к вашему авто, так как производитель указывает не только сроки замены масла в АКПП, но и то, какими характеристиками оно должно обладать.

В том случае, если попытки найти оригинальную жидкость оказались безуспешными — приобретите ее качественный аналог. В технической документации к автомобилю должно указываться, каким аналогом можно заменить оригинальную жидкость.

Замена оригинального масла на совершенно другой тип можно производить только в случае полной разборки трансмиссии и замене ее элементов. Смешивать разные типы масел также не рекомендуется, так как это приведет к быстрому выходу из строя АКПП.

Регламент замены

Фото промывочной системы в действии

Промывка АКПП с помощью промывочной установки

Частичная замена проводится систематически при каждом техобслуживании авто. В полной же коробка нуждается намного реже — как правило, это делается после покупки машины с неизвестным прошлым, при пробеге более 100 тысяч км или с имеющимися проблемами переключения скоростей.

Для справки: на специализированном СТО такая процедура будет стоить не дешево. Для того чтобы полностью убрать старое масло, через коробку нужно прокачать двойной объем новой жидкости.

Несменяемое масло, правда или миф

При выборе автомобиля с коробкой-автомат в автосалоне часто продавцы рекомендуют покупателям модели авто с несменяемым маслом ATF и многие ведутся на эту уловку.

Если послушать мнение автопроизводителя по этому поводу, то оно уже не так категорично.

Дело в том, что под несменяемым маслом понимается рабочая синтетическая жидкость, которая гарантированно прослужит от времени продажи авто до проведения капитального ремонта трансмиссии, а настать срок данного ремонта может и через 3, 5, 10 или 15 лет, тут уж как повезет.

Поэтому автопроизводители на срок гарантии на авто очень осторожно оговариваются о несменяемом масле.

А вот производители коробок-автомат прямо рекомендуют постоянно контролировать уровень и состояние любого масла, вне зависимости несменяемое оно или нет. И делать это нужно каждые 10 тыс. км. пробега.

Какое масло лить в АКПП?

Рекомендации по марке и типу масла также содержатся в инструкции по эксплуатации.  Заливать вместо современной ATF Toyota WS устаревший Dexron III в целях экономии ни в коем случае нельзя. Если в мануале написано Dexron II, значит, можно заливать Dexron II и жидкости более поздней разработки – Dexron IIE или Dexron III. Обратная последовательность недопустима – вмест Toyota Genuine ATF type T-IV  Dexron III использовать нельзя из-за угрозы поломки АКПП.

Безусловно, помимо жидкостей OEM с брендом завода-производителя, есть и более дешевые заменители, которые подходят вашей коробке, но для квалифицированного выбора необходимо досконально разбираться в спецификациях. Если уверенности в собственных знаниях нет, единственный безопасный выход – использовать оригинальную жидкость ATF.

Визуальная диагностика ↑

Не всегда смазка может выдерживать тот или иной моторесурс. Особенно когда речь идёт о некачественной, контрафактной продукции. Первый признак для замены:

  • смена цвета на более тёмный;
  • появление запаха гари;
  • наличие инородных отходов, металлической стружки в жидкости;
  • потеря вязкости и текучести.

Современные роботизированные коробки оснащаются смотровым щупом, что значительно упрощают проведение замеров, диагностику. Механизмы старого образца не имеют подобных привилегий. Водителям следовало искать смотровые ямы, отворачивать контрольные пробки для осмотра. А это потеря времени, сил, средств.

Когда тогда нужно менять масло?

Надеюсь, вопрос о том, нужно ли менять масло в АКПП для Вас больше неактуален. Если «автомат» нужен надолго, а не три-четыре года, то вывод один – меняйте, как бы сладко Вам не рассказывал производитель о том, что всё схвачено и супернанотехнологии позволяют лишний раз не напрягаться. К сожалению, производитель решил лишить Вас возможности знать рубеж, когда нужно менять масло в АКПП. Сами Вы это вряд ли определите, ведь сроки зависят от особенностей самого «автомата», нюансов эксплуатации и марки залитой смазки. Это значит, что придется перестраховываться и производить частичную замену хотя бы раз в 30-40 ткм. Возможны и другие подходы к обслуживанию, но уточнить их вам придётся в добросовестных специализированных центрах, занимающимися ремонтом автоматических трансмиссий.

Автор: Денис Путков

Количество и несоответствие ↑

С вопросом, как часто менять масло в АКПП мы разобрались. Часто слышим нарекания на то, что слил течет маслоодно количество, а залил другое. Некоторых владельцев это приводит в замешательство. Ничего страшного. Это нормальное явление. Просто автовладелец не принял во внимание температурный режим. Количество нагретого масла и холодного отличается ввиду разного молекулярного состава. Если ATF в нагретом состоянии, обождите до полного охлаждения, количество совпадёт.

Своими силами… или …

Для каждого автомобиля предусмотрена своя периодичность замены масла в АКПП. Более подробно можно ознакомиться в инструкции по эксплуатации конкретным транспортным средством. Итак, наступило время «Ч». Вариантов два: самостоятельно поменять или воспользоваться услугами сервисного центра. Первое предложение актуально только при наличии минимального опыта и навыков обслуживания автоматов. Имеете – значит, сэкономите денежные средства, время, силы.

Что еще покупать при замене ATF

Все необходимое для замены есть на сервисе у дилера. Однако, если вы решили воспользоваться альтернативной мастерской, не будет лишним заранее купить фильтр АКПП и прокладку поддона ее картера. При полной замене жидкости поддон снимается, и новая прокладка будет гарантией герметичности соединения после замены. Фильтр находится непосредственно над поддоном, и лучшего повода заменить его не найти, учитывая достаточную длительность интервала.

Промывать или не промывать перед заменой?

Чтобы ускорить процесс замены трансмиссионной жидкости, в некоторых ремонтных мастерских используется промывочная машина, которая вытесняет старую жидкость и закачивает новую. Хотя это экономит много времени, некоторые производители автомобилей не советуют этого делать.

Важно знать, какой метод замены жидкости требуется вашему автомобилю, прежде чем соглашаться на промывку.

Некоторые производители автомобилей призывают использовать только свой тип трансмиссионной жидкости и предупреждают, что использование других типов может быть опасным для системы смазки. Аналогичным образом, в определенных типах систем передачи есть фильтры, которые необходимо чистить или заменять вместе со сменой жидкости. Чтобы убедиться, что в вашем автомобиле используются правильные трансмиссионные жидкости и все процедуры делаются правильным образом, лучше всего выполнять работу в авторизованном сервисном центре или в автосалоне.

Способы замены масла в коробке-автомат

Если у владельца автомобиля с автоматической коробкой передач нет навыков в подобных делах или желания заниматься таким делом, то следует воспользоваться услугами профессионалов автосервиса.

Обслуживание проводится с использованием специального оборудования, которое под давлением вводит новое масло в систему, вытесняя отработанное. Достоинствами подобного метода считаются:

  • качество замены;
  • ATF меняется в полном объеме;
  • скорость обслуживания;
  • значительное улучшение работы АКПП;
  • снижение расхода топлива.

Впрочем, есть и отрицательные моменты проведения такой операции:

  • затраты на услугу;
  • приобретение нового масла в повышенном объеме;
  • не рекомендуется проводить подобную услугу на старых авто.

Последнее объясняется тем, что с отходами вымывается «рабочая среда» старой коробки. Не факт, что со свежим маслом изношенные механизмы смогут нормально функционировать.

Версии и мнения ↑

Если вы категоричны и ярый противник СТО, тогда меняйте самостоятельно, но в два раза чаще. Средняя стоимость «пит-стопа» около 900 – 1000 рублей. Деньги не такие уж и большие, но водитель получает гарантию полноценной замены. Кому что дороже, каждый выбирает сам. Среди механиков – самоучек бытует практика установки на поддон картера нескольких штук неодимовых магнитов для абсорбции металлической стружки. В такой способ можно продлить срок эксплуатации жидкости. Наличие отходов металла сильно вредит механизму за счёт большой вероятности появления царапин, повреждений, прочего. С одной стороны с подобным можно согласиться, но насколько оно практично при систематической замене, остаётся неподтверждённым. Возможно, отечественные авто нейтрально реагируют на подобного «соседа» на дне, а иномарки?! В любом случае, придерживайтесь рекомендаций, описанных выше. Покупайте только оригинальные масла, не пропускайте интервалов смены ATF, будьте аккуратны в зимний период. Всех благ. Попутного ветра.

Автор: Максименко Игорь

Вам будет интересно

Технология выполнения работ при самостоятельной замене масла в АКПП

Для желающих сэкономить, есть вариант провести замену трансмиссионной жидкости самостоятельно. Если соблюдать технологию проведения, то работа не доставит больших проблем.

Нужно учитывать следующий нюанс. На разных марках заливные горловины и сливные отверстия располагаются в различных местах. Для тех, кто в первый раз собирается провести подобную операцию, можно зайти в интернет и набрать в поиске: как заменить масло в АКПП. Ответов по любому бренду будет достаточное количество.

Применение компрессора

С помощью данного агрегата и несложного приспособления можно сделать так, что самостоятельная замена масла в АКПП пройдет более быстро и качественно.

Для этого вам понадобится небольшой компрессор (можно использовать автомобильный), десятилитровая пластиковая канистра и резиновые шланги.

замена масла с применением компрессора

Просверлите в верхней части приготовленной канистры два отверстия соответствующего диаметра, в которые будут закреплены два шланга. Один предназначен для заполнения канистры воздухом при помощи компрессора, а другой — для выхода новой жидкости. Кстати, шланг для выхода трансмиссионной жидкости следует опустить практически к самому дну канистры.

Как видите — приспособление довольно простое, но вполне эффективное. При помощи компрессора в канистре будет создаваться определенное давление, под воздействием которого свежая жидкость станет поступать в коробку, вытесняя собой старую смазку.

Запомните, что шланг, предназначенный для подачи масла, следует подсоединить к одному радиаторному патрубку. Через второй патрубок будет происходить слив, поэтому следует соединить его со шлангом, помещенным в подготовленную для этих целей тару.

Данную процедуру следует проводить до тех пор, пока из сливного шланга не появится чистая, прозрачная жидкость. После этого процесс можно считать завершенным.

Как происходит реализация?

Я долго разбирался – как же можно ездить долго на одном масле? Ведь в нем образуется — элементарно стружка, от трущихся частей. И знаете тут решение просто «гениальное», все дело в том, что на днище АКПП, устанавливают один или несколько мощных магнитов, я так подозреваю неодимовых, которые собирают стружку на себя. В итоге они как ежики, после большого пробега.

Далее нарыл такую информацию, в зарубежных источниках – используется более совершенное масло, которое якобы не пригорает! Считаю что это бред, потому как любое масло и моторное и трансмиссионное состоит на какую-то часть из нефтепродуктов, а они один «фиг» пригорают!

В общем, необслуживаемых автоматов для России просто нет! Масло нужно менять запомните это истину! И чем чаще вы его меняете, тем дольше у вас будет ходить ваша автоматическая коробка передач.

Полная замена масла в автоматической коробке своими руками

Проведение операции начинается с прогрева АКПП. Для этого следует проехать минут пять на авто при невысокой скорости.

Процесс происходит следующим образом:

  1. При выключенном моторе открыть крышку и слить трансмиссионное масло. Возможен еще один вариант – откачка через отверстие, в котором расположен щуп.
  2. Снять поддон с отработанным АТФ, и вылить жидкость.
  3. Промыть крышку.
  4. Снять масляный фильтр (или промыть).
  5. Залить свежее масло, равное по количеству, слитому.
  6. Маслопроводные трубки, подходящие к радиатору охлаждения системы, отсоединить. Концы следует опустить в приготовленные емкости.
  7. Завести мотор, подождать, пока из трубок не потечет свежее ATF (видно по цвету).
  8. Выключить силовой агрегат, трубки присоединить к радиатору.
  9. Долить жидкость до минимальной отметки.

После этого нужно прокатиться на автомобиле несколько километров и проверить вновь уровень. Если он меньше минимального, то нужно добавить масла. Также следует проверить систему по поводу утечки.

Нужно помнить, что подобная операция помогает сменить масло не в полном объеме, а только на 70-80%. Для достижения лучшего показателя следует повторить подобную процедуру. Для этого понадобятся дополнительные расходы.

Такой нюанс, если машина на гарантии, то масло меняется специалистами дилерского центра. Самостоятельная замена станет причиной для прекращения гарантийного договора.

Рекомендованная жидкость для автоматической трансмиссии

Motorcraft MERCON V — это одна из самых лучших жидкостей для автоматических трансмиссий премиум-класса, рекомендованная компанией Ford для использования в автомобилях Ford, Lincoln и Mercury. Этим более старым автомобилям требуется жидкость типа MERCON V или MERCON, и Motorcraft идеально подходит для данных коробок передач.

Кстати мне было довольно трудно найти хоть немного трансмиссионной жидкости Mercon V. Многие небольшие магазины автозапчастей пытались продать мне универсальный бренд, который должен был быть совместим со всеми транспортными средствами. (Интересно, наверное вот почему эти соленоиды выходят из строя в автомобилях некоторых людей. Причина — неправильная трансмиссионная жидкость).

Если вы хотите только заменить масло для автоматической коробки передач того же Ford, просто используйте масляный насос, чтобы слить масло. Не волнуйтесь, если вы оставите небольшое количество масла из коробки передач на дне поддона и фильтра. Лично мне удалось выцедить 3,5 литра с помощью вакуумного масляного насоса.

По сути это самый дешевый способ удаления, промывки и замены масла. Имейте в виду, что фильтр тоже нуждается в замене, но если вы меняете гидравлическое масло каждые несколько лет, у вас не должно возникнуть проблем при работах.

Особенности замены на 4 – х, 5, 6, 8 ступенчатых коробок-автомат

Шести и восьми ступенчатые коробки-автомат относятся к одним из самых сложных в технологическом смысле устройствам автомобиля.

У таких коробок управление, как правило, только интеллектуально-электронное. Все важные узлы такой трансмиссии зачипованы динамическим методом через компьютер АКПП, благодаря этому постоянно идет контроль за состоянием рабочей жидкости и соленоида (электромеханический кран-регулятор).

Последний в свою очередь по мере изменения физико-химических свой рабочей жидкости меняют режимы своей работы.

По причине того, что рабочая температура масла в трансмиссии может достигать 120-130 градусов, некоторые детали 6 и 8 ступенчатых АКПП могут если не выйти из строя, то дать сбои в работе. Это электроплаты, блок клапанов, элементы конструкции из пластика.

Поэтому менять масло в таких АКПП должны только высококлассные специалисты, которые имеют опыт таких работ.

Что касается 4 – х и 5 ступенчатых автоматических трансмиссий, то здесь важно придерживаться определённых правил:

  1. Масла разного класса не должны смешиваться. Если нет уверенности в типе залитого масла, проводите полную замену последнего;
  2. Заливайте только оригинальные рабочие жидкости. Дело в том, что в эксплуатационные характеристики современных трансмиссий изначально заложена работа только на оригинальных маслах. Особенно чувствительны к качеству рабочей жидкости соленоиды-электрорегуляторы управляющие давлением на фрикционах. По мере загрязнения масла меняются его фрикционные, теплоотводящие, смазочные и другие свойства. Все эти особенности в изменении свойств рабочей жидкости по мере ее работы учитываются при разработке АКПП. Поэтому срок службы коробки-автомат напрямую зависит от того оригинальное масло залито или нет.

Видео по теме:

Антон Галич

Антон Галич

Главный редактор сайта

Задать вопрос

Меняете масло в коробке сами, или ездите на СТО? Делитесь в комментариях!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...